0
Ваша корзина
0 товаров — 0
Ваша корзина пуста
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Народный портал 2023-2024 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Примеры собирательных образов литературных героев в русской
Примеры собирательных образов литературных героев в русской
РобинГудДата: Воскресенье, 13.09.2020, 16:39 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
 
 
 
Примеры собирательных образов литературных героев в русской литературе



Нам в школе задали задание на тему: примеры собирательных образов литературных героев в русской литературе

Попробуем решить это задание и получить 5-ку на уроке!


Сочинение на тему: Примеры собирательных образов литературных героев в русской литературе

Отечественных писателей всегда интересовала многогранность характера русского человека. Практически в любом произведении нашей литературы можно найти персонажа с исконно русскими качествами, и я хочу остановиться на некоторых из них. Если говорить о русском народе, нельзя обойти стороной роман-эпопею, который является настоящей кладовой отечественных героев, Л. Н. Толстого «Война и мир».

Любимица писателя – Наташа Ростова – молодая девушка, обладающая огромным любящим сердцем, ее человечности и милосердию сложно найти пределы. Так, героиня заставила отдать их с матерью вещи бедным солдатам, упрекая маму в ее мелочности. Герой Шолохова так же обладает этими качествами: он взял на воспитание мальчишку, назвав Ванюшу (пускай и не родного по крови) своим сыном.

Андрей Соколов отличается не только высокими человеческими качествами, но и умением жить на войне. Герой не раз пытался бежать из плена, и когда ему это удалось, он, проявив смекалку, прихватил с собой немца, который будет полезен советской армии. Настоящий воин, человек с сильным характером и ловким умом – именно таким представляется нам герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Эти качества сближают его с Соколовым.

Свой ум Василий проявляет и на поле боя (хитрая победа над немцем во главе «Поединок»), и во время отдыха (помогает по хозяйству старикам во главе «Два солдата»). Два героя – Василий Теркин и Андрей Соколов – являются собирательными образами национального характера русского человека. В заключении, хочу подчеркнуть глубину русской души, самобытность нрава наших людей, которые воспевали и будут воспевать во все времена.

В греческой мифологии герой – потомок бога и смертного, полубог. У Гомера герой – доблестный воин, потомок славных предков. Античные герои долго занимали ведущее место в сюжетах европейской литературы, и постепенно установилась традиция называть этим понятием любого персонажа (от лат. persona – лицо), любого субъекта действия или переживания в искусстве, в том числе и человека не храброго десятка.

Параллельно развивалось понятие героики, героизма, где принципиальную роль играли высокие цели и доблесть тех, кто действует, совершает поступки.

Так возникли и трусливые герои (персонажи), и неперсонифицированная героика (“коллективные герои” в произведениях о подвигах масс), которой не было в ранних литературах (Гомер точно указывает, какой герой какого убил).

Поэты XVIII в. и в значительной мере критики первой половины XIX в. пользовались термином “лицо” (“лица”), но в художественных произведениях уже Пушкин и Гоголь явно предпочитают слово герой, применяя его к персонажам заведомо негероическим: Онегину, Евгению в “Медном всаднике”, Чичикову. Лермонтов


сознательно играет значениями слова: Печорин по характеру достоин быть настоящим героем, но он герой николаевского безвременья, антигерой и в то же время чуть ли не лучший в своем обществе.
Персонажи бывают реальные (исторические, автобиографические), домысленные (имеющие прототип, но выступающие под другим именем, в других ситуациях и т. д.) и вымышленные. Среди последних – герои условные: гиперболизированные, гротескные, не только люди, но и фантастические существа, в случае олицетворения – и вещи (умывальник Мойдодыр), явления природы (Мороз-воевода, Зеленый Шум), даже отвлеченные понятия (Власть и Сила в “Прометее прикованном” Эсхила, аллегорические образы в барочном искусстве и т. д.).

Иногда литературоведы пытаются разграничить понятия герой в смысле “главный герой” и “персонаж” как герой второстепенный и третьестепенный. Важно иметь в виду, что по содержательной нагрузке иной образ гораздо “больше” своего места в сюжете и в общем объеме текста, например, Рахметов у Чернышевского, Кириллов в “Бесах” Достоевского, умирающий Николай Левин и художник Михайлов в “Анне Карениной”, реальные персонажи в исторических романах вальтер-скоттовского типа, а в советской литературе, например, Ленин в “Человеке с ружьем” Н. Погодина. Отмечалось, что в сюжетном плане главный герой “Мастера и Маргариты” Булгакова – Мастер, а в идейном – Иешуа (и вместе с тем, надо думать, Воланд).

Если в произведении представлены и положительные и отрицательные герои, то главными обычно бывают первые. Так, естественно, легче выразить авторские оценки. Но в XX в. все чаше главными героями произведений, порой значительных по объему и по идейно-художественному наполнению, становятся персонажи противоречивые, мечущиеся, заблуждающиеся (Григорий Мелехов, большинство героев Ю. Трифонова, Пелагея и Алька у Ф. Абрамова и т. д.) или прямо отрицательные (начиная с Клима Самгина), хотя чаще всего не “изначально” отрицательные, а эволюционирующие в этом направлении (Андрей Гуськов у В. Распутина, Рамзин у Ю. Бондарева, Глебов у Ю. Трифонова, в зарубежной литературе – Адриан Леверкюн у Т. Манна, герои “Осени патриарха” Г. Гарсия Маркеса. “Превратностей метода” А. Карпентьера и многие др.).

Разграничение литературных героев на положительных и отрицательных не абсолютно по ряду причин. У многих персонажей характеры сложны и неоднозначны. Таковы Онегин, “добрый приятель” Пушкина, убивший восторженного и благородного Ленского, потерявший себя и свое счастье, или тот же Печорин, или Кирибеевич и Иван Грозный в “Песне про купца Калашникова”.

Герой плутовских романов всегда отрицателен (хотя не до предела: находятся более хитрые и бессовестные плуты, ставящие его в весьма затруднительные положения), но о себе рассказывает он сам в старости, уже исправившись. Правда, постаревший плут остается скорее субъектом повествования, чем субъектом действия, то есть собственно персонажем.

У других персонажей характеры цельные, но в чем-то ограниченные, а вместе с тем их носители не могут не вызывать сочувствия (старосветские помещики Гоголя, родители Базарова в “Отцах и детях” Тургенева, Аким в “Царь-рыбе” В. Астафьева и т. д.). В принципе положительный герой – выразитель и защитник всего исторически прогрессивного или же хранитель лучшего в прежнем (от фонвизинского Стародума до героев и главным образом героинь современной “деревенской прозы”). Но есть и Григорий Мелехов, заблудившийся правдоискатель, и его интеллигентные собратья по несчастьям – булгаковские Турбины.

Честные порывы или просто сильные страсти, если они не заведомо низменны, поднимали над “рядовым” уровнем отрицательных героев не только ошибающихся Эдипа и Отелло, но даже Макбета и самого князя тьмы и зла, назывался ли он Сатаной, как у Мильтона, Демоном, как у Лермонтова, или Воландом, как у Булгакова. Возвышенный “демонизм” делает возможным читательское сочувствие не только к Печорину, но и ко многим персонажам литературы романтизма – к “антиобщественным” героям поэм Байрона, Мицкевича, юного Лермонтова и др.

Некоторые “вечные образы” мировой литературы имели тенденцию, овеянные возвышенной страстью, переходить из среды отрицательных образов в число положительных. Таков Каин у Байрона, у Ивана Франко и др. Дон Жуан проделал путь от исконной отрицательности уТирсо де Молины и Мольера до положения воскресающего (пусть поздно) и философствующего высокого героя у Пушкина, Л. К. Толстого и Леси Украинки, а затем вновь подвергся снижению и даже “перелицовке” у Б. Шоу.

М. Фриша, С. Алешина (“Тогда в Севилье… “). Вас. Федоров в поэме “Женитьба Дон Жуана” использует уже только общую схему образа и нарицательное имя для выражения совершенно иного содержания, не претендуя на развитие собственно “вечного образа”.

Существует в литературе и такой персонаж, как Остап Бендер, человек антиобщественный и вместе с тем настолько обаятельный, что не воспринимается в качестве чисто отрицательного героя читателями, в жизни нимало не сочувствующими аферистам.

Особенно сложен вопрос о “сравнительной положительности”, применимый к любой литературе, начиная с античной. Кто положительнее: Ахилл или Гектор? Гектор – защитник родины, но троянец и брат преступника Париса, несущий для Гомера и его современников ответственность за свой род. Ахилл – агрессор, но грек, соотечественник Гомера и выполняет свой долг в соответствии с данной ахейцами клятвой.

Эсхиловский Прометей, безусловно, “положительнее” тирана Зевса, но Зевс не случайно в других трагедиях Эсхила – хранитель мирового порядка (а следовательно, всего лучшего), нарушить который безнаказанно нельзя и с самыми лучшими намерениями. Наконец, положительность героя отнюдь не безразлична к художественности его обрисовки. Абсолютно положительный герой, особенно данный не в экстремальной ситуации, воспринимается как “лакировочный”, слащавый, жизненно неубедительный. Такова участь многих героев, а особенно героинь, безупречных женщин В. Скотта и Ф. Купера, чистейших девушек вроде Эсмеральды и Деи у В. Гюго и т. п.

В реалистической литературе характер героя обычно не может быть абсолютно положительным уже потому, что существует в конкретных социальных обстоятельствах и определяется относительно их, а не сам по себе. Так, мы многое “списываем” Чинкову да и Баклакову в “Территории” О. Куваева, потому что не можем не учитывать исключительности обстоятельств, в которых они живут и действуют. Однако обстоятельства не всегда наличная обстановка. Это и вся предшествующая жизнь героя, условия формирования его характера, в соответствии с которыми мы судим о его объективных возможностях.

Поэтому именно в современной литературе, учитывающей все сложнейшие связи человека с миром, положительность героя не обязательно зависит впрямую от его общественного статуса и практических дел. Это для Шекспира положение кое в чем важнее нравственного облика и сюжетной роли персонажей: в списках действующих лиц он неизменно, впрочем скорее по традиции, перечисляет их по рангам (Клавдия прежде Гамлета). сначала всех мужчин, а потом всех женщин – тоже по рангам. Сейчас никому в голову не придет, что председатель колхоза непременно более важный персонаж, чем рядовой колхозник.

Личность в наше время во многом важна и значительна сама по себе.

Тем не менее непреложной остается социальная активность положительного героя, проявляется ли она в боевых подвигах, в труде или в чисто человеческих, личных отношениях. В прошлом остались предложения отказаться от понятия “положительный герой”, которое якобы толкает художника на путь идеализации, попытки апологетики “маленького” или “потерянного” человека, имевшей место на рубеже 1950-60-х гг.

В свое время Достоевский видел особо трудную задачу в том, чтобы создать образ “положительно прекрасного” человека. И все-таки русская классика чрезвычайно богата образами положительных героев, таких как Чацкий и Татьяна Ларина, Инсаров и Базаров, Пьер Безухов и Наташа Ростова, чеховские интеллигенты, не говоря уже о людях из народа, изображенных Тургеневым, Некрасовым, Лесковым. В современной литературе истинно положительные герои, далекие от всякой идеализации,- это герои тетралогии Ф. Абрамова (семья Пряслиных, Анфиса, Лукашин), Дарья Пинигина у В. Распутина, Кирпикоп у В. Крупина, Сергей Лосев в “Картине” Д. Гранина, Бачана Рачишвили в “Законе вечности” Н. Думбадзе.

В творчестве Ч. Айтматова галерею героев-тружеников из народа, наделенных талантом человечности, завершает образ Буранного Едигея.

Выявляя историческую преемственность жизни и непреходящие духовные ценности, проза активно разрабатывает материал прошлого. В последнее время писатели нередко создают вымышленные образы людей прошедших эпох, наполняя их философским смыслом, имеющим актуальное значение.

Прототипы литературных героев. Пиковая Дама. Три Мушкетёра Шерлок Холмс.Вы не поверите,но это так.



Прикрепления: 8188323.jpg (79.8 Kb)
 
Народный портал 2023-2024 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Примеры собирательных образов литературных героев в русской
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 
 
 
 
 
 

 
 
Последние темы на форуме:
 
  • Пароль на архив с учебником
  • Сочинение на тему: Влияние музыки на человека
  • Сочинение на тему: Влияние музыки на человека
  • Сочинение на тему: Влияние книги на человека
  • Сочинение на тему: Влияние искусства на человека
  • Сочинение на тему: Власть денег в современном мире
  • Сочинение на тему: Вид из моего окна
  • Сочинение на тему: Взрослые и мы
  • Сочинение на тему: Взросление
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения учеников и учителей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения родителей и детей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения людей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношение человека с природой
  • Сочинение на тему: Взаимовыручка
  • В чем заключается саморазвитие человека
  •  
     

     
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.relasko.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
    Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.
    Правообладателям | Реклама | Учебники | Политика
    Отопление, водоснабжение, газоснабжение, канализация © 2003 - 2023
    Рейтинг@Mail.ru Рейтинг арматурных сайтов. ARMTORG.RU Яндекс.Метрика