ГДЗ по Биологии. 10-11 класс. Рабочая тетрадь
|
|
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:28 | Сообщение # 31 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
|
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука
1. Дайте определения понятий.
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость – разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
2. Охарактеризуйте вклад известных вам ученых в развитие генетики как науки, заполнив таблицу.
История развития генетики
3. Какие методы генетики как науки вам известны?
Основной метод генетики – гибридологический. Это скрещивание определенных организмов и анализ их потомства. Этот метод использовал Г. Мендель. Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков. Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять воздействие генотипа и среды на развитие ребенка). Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни.
4. В чем состоит сущность гибридологического метода изучения наследования признаков?
Гибридологический метод – один из методов генетики, способ изучения наследственных свойств организма путем скрещивания его с родственной формой и последующим анализом признаков потомства.
5. Почему горох можно считать удачным объектом генетических исследований?
Виды гороха отличаются друг от друга малым количеством хорошо отличимых признаков. Горох легко выращивать, в условиях Чехии он размножается несколько раз в год. Кроме того, в природе горох является самоопылителем, но в эксперименте самоопыление легко предотвратить, и исследователь легко может опылить растение одной пыльцой с другого растения.
6. Наследование каких пар признаков у гороха изучал Г. Мендель?
Мендель использовал 22 чистые линии гороха. Растения этих линий имели сильно выраженные отличия друг от друга: форма семян (круглые – морщинистые); окраска семян (желтые – зеленые); форма бобов (гладкие – морщинистые); расположение цветков на стебле (пазушные – верхушечные); высота растения (нормальные – карликовые).
7. Что понимают в генетике под чистой линией?
Чистая линия в генетике – это группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:29 | Сообщение # 32 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
1. Дайте определения понятий.
Аллельные гены – гены, ответственные за проявление одного признака. Гомозиготный организм – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена. Гетерозиготный организм – организм, содержащий два различных аллельных гена.
2. Что понимают под моногибридным скрещиванием?
Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
3. Сформулируйте правило единообразия гибридов первого поколения.
При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
4. Сформулируйте правило расщепления.
При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ часть от всего числа потомков первого поколения.
5. Сформулируйте закон чистоты гамет.
При образовании в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающий за данный признак.
6. Используя общепринятые условные обозначения, составьте схему моногибридного скрещивания.
Охарактеризуйте на данном примере цитологические основы моногибридного скрещивания.
Р – родительское поколение, F1 – первое поколение потомков, F2 – второе поколение потомков, А – ген, отвечающий за доминантный признак, а – ген, отвечающий за рецессивный признак.
В результате мейоза в гаметах родительских особей будет присутствовать по одному гену, отвечающему за наследование определенного признака (А или а). В первом поколении соматические клетки будут гетерозиготными (Аа), поэтому половина гамет первого поколения будет содержать ген А, а другая половина – ген а. В результате случайных комбинаций гамет во втором поколении возникнут следующие комбинации: АА, Аа, аА, аа.
Особи с тремя первыми комбинациями генов будут иметь одинаковый фенотип (из-за наличия доминантного гена), а с четвертой – иной (рецессивный).
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:30 | Сообщение # 33 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 7. Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.
Задача 1.
У арбуза зеленая окраска плода доминирует над полосатой. От скрещивания зеленоплодного сорта с полосатоплодным получены гибриды первого поколения, имеющие плоды зеленой окраски. Гибриды переопылили и получили 172 гибрида второго поколения. 1) Сколько типов гамет образует растение зеленоплодного сорта? 2) Сколько растений F2 будут гетерозиготными? 3) Сколько разных генотипов будет в F2? 4) Сколько в F2 будет растений с полосатой окраской плодов? 5) Сколько гомозиготных растений с зеленой окраской плодов будет в F2?
Решение
А – зеленая окраска, а – полосатая окраска. Так как при скрещивании растений с зелеными и полосатыми плодами получили растения с зеленым плодом, можно сделать вывод, что родительские особи были гомозиготными (АА и аа) (по правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя). Составим схему скрещивания.
Ответы: 1. 1 или 2 (в случае гетерозиготы) 2. 86 3. 3 4. 43 5. 43.
Задача 2.
Длинная шерсть у кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношерстная кошка, скрещенная с гетерозиготным короткошерстным котом, принесла 8 котят. 1) Сколько типов гамет образуется у кота? 2) Сколько типов гамет образуется у кошки? 3) Сколько фенотипически разных котят в помете? 4) Сколько генотипически разных котят в помете? 5) Сколько котят в помете с длинной шерстью?
Решение
А – короткая шерсть, а – длинная шерсть. Так как у кошки была длинная шерсть, она гомозиготна, ее генотип аа. У кота генотип Аа (гетерозиготный, короткая шерсть). Составим схему скрещивания.
Ответы: 1. 2 2. 1 3. 4 с длинной и 4 с короткой 4. 4 с генотипом Аа, и 4 с генотипом аа 5. 4.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:31 | Сообщение # 34 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Множественные аллели. Анализирующее скрещивание
1. Дайте определения понятий.
Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.
Генотип – это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.
2. Почему понятия о доминантном и рецессивном генах являются относительными?
У гена какого-либо признака могут быть и другие «состояния», которые нельзя назвать ни доминантными, ни рецессивными. Это явление может произойти в результате мутаций и называется «множественный аллелизм».
3. Что понимают под множественным аллелизмом?
Множественный аллелизм — это существование в популяции более двух аллелей данного гена.
4. Заполните таблицу.
Типы взаимодействия аллельных генов
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:31 | Сообщение # 35 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5. Что такое анализирующее скрещивание и каково его практическое значение?
Анализирующее скрещивание используют для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу. При этом особь, генотип которой нужно установить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа).
6. Решите задачу на анализирующее скрещивание.
Задача.
Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено растение с белой окраской венчика с растением, имеющим розовую окраску. Получено 96 гибридных растений, из которых 51 имеет белую окраску, а 45 – розовую. 1) Какие генотипы имеют родительские растения? 2) Сколько типов гамет может образовывать растение с белой окраской венчика? 3) Сколько типов гамет может образовывать растение с розовой окраской венчика? 4) Какое соотношение по фенотипу можно ожидать в поколении F2 от скрещивания между собой гибридных растений F1 с белыми цветками?
Решение.
А – белая окраска, а – розовая окраска. Генотип одного растения А.. – белый, второго аа – розовый. Так как в первом поколении наблюдается расщепление 1:1 (51:45), генотип первого растения Аа. Составим схему скрещивания.
Ответы: 1. Аа и аа. 2. 2 3. 1 4. 3 с белым венчиком:1 с розовым венчиком.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:32 | Сообщение # 36 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Дигибридное скрещивание
1. Дайте определения понятий.
Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, у которых учитывают отличия друг от друга по двум признакам. Решетка Пеннета – это таблица, предложенная английским генетиком Реджинальдом Пеннетом в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов.
2. Какое соотношение фенотипов получается при дигибридном скрещивании дигетерозигот? Ответ проиллюстрируйте, расписав решетку Пеннета.
А – Желтая окраска семян а – Зеленая окраска семян В – Гладкая форма семян в – Морщинистая форма семян. Желтый гладкий (ААВВ) × Зеленый морщинистый (аавв) = Р: АаВв×АаВв (дигетерозиготы)
Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав. F1 в таблице:
Ответ: 9 (желтых гладких):3 (зеленых гладких):3 (желтых морщинистых):1 (зеленых морщинистых).
3. Сформулируйте закон независимого наследования признаков.
При дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:34 | Сообщение # 37 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 4. Решите генетические задачи на дигибридное скрещивание.
Задача 1.
Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. Какова вероятность получения в F2 чистопородного сиамского котенка; котенка, фенотипически похожего на персидского; длинношерстного палевого котенка (выразить в частях)?
Решение: А – черная окраска, а – палевая. В – короткая шерсть, в – длинная. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.
Составим решетку Пеннета.
Ответ: 1) 1/16 2) 3/16 3) 1/16.
Задача 2.
У томатов округлая форма плодов доминирует над грушевидной, а красная окраска плодов – над желтой. От скрещивания гетерозиготного растения с красной окраской и грушевидной формой плодов и желтоплодного с округлыми плодами получено 120 растений. 1) Сколько типов гамет образует гетерозиготное растение с красной окраской плодов и грушевидной формой? 2) Сколько разных фенотипов получилось от такого скрещивания? 3) Сколько разных генотипов получилось от такого скрещивания? 4) Сколько получилось растений с красной окраской и округлой формой плодов? 5) Сколько растений получилось с желтой окраской и округлой формой плодов?
Решение А – округлая форма, а – грушевидная форма. В – красная окраска, в – желтая окраска. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.
Составим решетку Пеннета.
Ответ: 1. 2 2. 4 3. 4 4. 30 5. 30.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:34 | Сообщение # 38 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
1. Дайте определения понятий.
Кроссинговер – процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза. Хромосомная карта – это схема взаимного расположения и относительных расстояний между генами определенных хромосом, находящихся в одной группе сцепления.
2. В каком случае происходит нарушение закона независимого наследования признаков?
При кроссинговере происходит нарушение закона Моргана, и гены одной хромосомы не наследуются сцепленно, так как часть из них заменяется на аллельные гены гомологичной хромосомы.
3. Напишите основные положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана.
• Ген представляет собой участок хромосомы. • Аллельные гены (гены, отвечающие за один признак) расположены в строго определенных местах (локусах) гомологичных хромосом. • Гены располагаются в хромосомах линейно, то есть друг за другом. • В процессе образования гамет между гомологичными хромосомами происходит конъюгация, в результате которой они могут обмениваться аллельными генами, то есть может происходить кроссинговер.
4. Сформулируйте закон Моргана.
Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно.
5. От чего зависит вероятность расхождения двух неаллельных генов при кроссинговере?
Вероятность расхождения двух неаллельных генов при кроссинговере зависит от расстояния между ними в хромосоме.
6. Что лежит в основе составления генетических карт организмов?
Подсчет частоты кроссинговера между какими-либо двумя генами одной хромосомы, отвечающими за различные признаки, дает возможность точно определить расстояние между этими генами, а значит, и начать построение генетической карты, которая представляет собой схему взаимного расположения генов, составляющих одну хромосому.
7. Для чего составляют хромосомные карты?
При помощи генетических карт можно узнать расположение генов животных и растений и информацию из них. Это поможет в борьбе с различными неизлечимыми пока заболеваниями.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:35 | Сообщение # 39 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Наследственная и ненаследственная изменчивость
1. Дайте определения понятий.
Норма реакции – способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы. Она характеризует долю участия среды в реализации признака и определяет модификационную изменчивость вида. Мутация – стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
2. Заполните таблицу.
3. От чего зависят пределы модификационной изменчивости?
Пределы модификационной изменчивости зависят от нормы реакции, которая обусловлена генетически и наследуется.
4. Что имеют общего и чем отличаются комбинативная и мутационная изменчивость?
Общее: оба вида изменчивости обусловлены изменениями в генетическом материале.
Отличия: комбинативная изменчивость возникает из-за рекомбинации генов во время слияния гамет, а мутационная вызвана действием на организм мутагенов.
5. Заполните таблицу.
Виды мутаций
6. Что понимают под мутагенными факторами? Приведите соответствующие примеры.
Мутагенные факторы – воздействия, приводящие к возникновениям мутаций. Это могут быть физические воздействия: ионизирующее излучение и ультрафиолетовое излучение, повреждающее молекулы ДНК; химические вещества, нарушающие структуры ДНК и процессы репликации; вирусы, встраивающие свои гены в ДНК клетки-хозяина.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:37 | Сообщение # 40 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Наследование признаков у человека. Наследственные болезни у человека
1. Дайте определения понятий.
Генные заболевания – болезни, причинами которых являются генные или хромосомные мутации. Хромосомные болезни – болезни, вызванные изменением числа хромосом или их строением.
2. Заполните таблицу.
Наследование признаков у человека
3. Что понимают под наследованием, сцепленным с полом?
Наследованием, сцепленное с полом – это наследование признаков, гены которых расположены в половых хромосомах.
4. Какие признаки у человека наследуются сцепленно с полом?
Сцепленно с полом у человека наследуются гемофилия и дальтонизм.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:38 | Сообщение # 41 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5. Решите генетические задачи на наследование признаков у человека, в том числе на наследование, сцепленное с полом.
Задача 1.
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчин с короткими ресницами. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчин? 3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в %)? 4) Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
Решение А – длинные ресницы а – короткие ресницы. Женщины гетерозиготна (Аа), так как у отца были короткие ресницы. Мужчина гомозиготен (аа).
Ответ: 1. 2 2. 1 3. 50 4. 2 генотипа (Аа) и 2 фенотипа (длинные и короткие ресницы).
Задача 2.
У человека свободная мочка уха доминирует над несвободной, а гладкий подбородок рецессивен по отношению к подбородку с треугольной ямкой. Эти признаки наследуются независимо. От брака мужчины с несвободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке и женщины, имеющей свободную мочку уха и гладкий подбородок, родился сын с гладким подбородком и несвободной мочкой уха. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с гладким подбородком и свободной мочкой уха; с треугольной ямкой на подбородке (в %)?
Решение А – свободная мочка уха а – несвободная мочка уха В – треугольная ямка в – гладкий подбородок. Так как у пары родился ребенок, с гомозиготными признаками (аавв), генотип матери Аавв, а отца – ааВв. Запишем генотипы родителей, типы гамет и схему скрещивания.
Составим решетку Пеннета.
Ответ: 1. 25 2. 50.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:39 | Сообщение # 42 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Задача 3.
У человека ген, вызывающий гемофилию, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность того, что у их следующего сына проявятся эти два аномальных признака? 2) Какова вероятность рождения здоровых дочерей?
Решение:
Х° - наличие гемофилии (рецессивен), Х – отсутствие гемофилии. А – нормальный цвет кожи а – альбинос. Генотипы родителей: Мать - Х°ХАа Отец – ХУАа. Составим решетку Пеннета.
Ответ: вероятность проявления признаков альбинизма и гемофилии (генотип Х°Уаа) – у следующего сына - 6,25%. Вероятность рождения здоровых дочерей – (генотип ХХАА) – 6,25%.
Задача 4.
Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, а оптическая атрофия вызывается рецессивным геном, сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией вышла замуж за мужчину с гипертонией, у которого отец также был с гипертонией, а мать была здорова. 1) Какова вероятность, что ребенок в этой семье будет страдать обеими аномалиями (в %)? 2) Какова вероятность рождения здорового ребенка (в %)?
Решение.
Х° - наличие атрофии (рецессивен), Х – отсутствие атрофии. А – гипертония а – нет гипертонии. Генотипы родителей: Мать - Х°Х°аа (так как больна атрофией и без гипертонии) Отец – ХУАа (так как не болен атрофией и его отец был с гипертонией, а мать здорова). Составим решетку Пеннета.
Ответ: 1. 25 2. 0 (только 25% дочерей не будут иметь данных недостатков, но они будут носителями атрофии и без гипертонии).
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:54 | Сообщение # 43 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция и ее методы
1. Дайте определения понятий.
Селекция – наука о выведении новых и совершенствовании уже существующих старых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку свойствами. Сорт – популяция растений, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определенным генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности. Порода – популяция животных, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определенным генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности. Штамм – популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определенным генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.
2. Каковы основные задачи селекции как науки?
• Повышение продуктивности сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; • Изучение разнообразия сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; • Анализ закономерностей наследственной изменчивости при гибридизации и мутационном процессе; • Исследование роли среды в развитии признаков и свойств организмов; • Разработка систем искусственного отбора, способствующих усилению и закреплению полезных для человека признаков у организмов с разными типами размножения; • Создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород; • Получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного промышленного выращивания и разведения.
3. Что является теоретической базой селекции?
Теоретической базой селекции является генетика. Она также использует достижения теории эволюции, молекулярной биологии, биохимии и других биологических наук.
4. Заполните таблицу.
Методы селекции
5. Какое значение имеет селекция в хозяйственной деятельности человека?
Селекция позволяет повышать продуктивность сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; разрабатывать системы искусственного отбора, способствующие усилению и закреплению полезных для человека признаков у различных организмов; создавать устойчивые к заболеваниям и климатическим условиям сорта и породы; получать сорта, породы и штаммы, пригодные для механизированного промышленного выращивания и разведения.
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:55 | Сообщение # 44 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
1. Дайте определения понятий.
Центр многообразия и происхождения – территория (географическая область), в пределах которой формировался вид или другая систематическая категория сельскохозяйственных культур и откуда они распространились.
Гомологический ряд – сходный ряд наследственной изменчивости у генетически близких видов и родов.
2. Сформулируйте закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов. Чем ближе генетически расположены в общей системе роды и виды, тем полнее сходство в рядах их изменчивости. Целые семейства растений в общем характеризуется определенным циклом изменчивости, проходящий через все роды и виды, составляющие семейство.
3. Заполните таблицу.
Центры происхождения и многообразия культурных растений
|
|
| |
Chudo | Дата: Пятница, 23.01.2015, 15:56 | Сообщение # 45 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Биотехнология, ее достижения и перспективы развития
1. Дайте определения понятий.
Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Клеточная инженерия – это создание клеток нового типа на основе их гибридизации, реконструкции и культивирования. В узком смысле слова под этим термином понимают гибридизацию протопластов или животных клеток, в широком – различные манипуляции с ними, направленные на решение научных и практических задач.
Генная инженерия – совокупность приемов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма, осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.
2. Какова роль биотехнологии в практической деятельности человека?
Процессы биотехнологии используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, приготовлении кисломолочных продуктов; микробиологические процессы – для получения ацетона, бутанола, антибиотиков, витаминов, кормового белка; биотехнология также включает в себя использование живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, возможность создания живых организмов с необходимыми свойствами.
3. Каковы перспективы развития биотехнологии?
Дальнейшее развитие биотехнологии поможет решить ряд важнейших задач:
• Решить проблему нехватки продовольствия. • Повысить урожайность культурных растений, создавать более устойчивые к неблагоприятным воздействиям сорта, а также находить новые способы защиты растений. • Создавать новые биологические удобрения, биогумус. • Находить альтернативные источники животного белка. • Размножать растения вегетативно при помощи метода культуры тканей. • Создавать новые лекарства и БАДы. • Проводить раннюю диагностику инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований. • Получать экологически чистые виды топлива путем переработки отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. • Перерабатывать полезные ископаемые новыми способами. • Использовать методы биотехнологии в большинстве отраслей деятельности во благо человечества.
4. В чем вы видите возможные негативные последствия неконтролируемых исследований в области биотехнологии?
Трансгенные продукты могут принести вред здоровью, вызывать злокачественные опухоли клонирование человека негуманно и противоречит мировоззрениям многих наций. Новейшие разработки биотехнологии могут привести к неконтролируемым последствиям: созданию новых вирусов и микроорганизмов, чрезвычайно опасных для человека, а также к контролируемым: созданию биологического оружия.
Продолжение решебника по Биологии. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник, Швецов
|
|
| |