Что такое: Устное народное творчество. 3 класс. Рабочая тетр
|
|
Kresyachka | Дата: Воскресенье, 14.09.2014, 16:14 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
|
Что такое: Устное народное творчество. 3 класс. Рабочая тетрадь к учебнику М. В. Бойкина
Ответы скачать бесплатно
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе
"Устное творчество русского народа. Проверь себя — обобщение по разделу"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная: закрепить понятия об устном народном творчестве; поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст; развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к устному народному творчеству; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.
Пособия: тексты потешки, небылицы.
План урока:
1. Вводное слово учителя. 2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры). 3. Итог урока. 4. Домашнее задание.
|
|
| |
Kresyachka | Дата: Воскресенье, 14.09.2014, 16:14 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Ход урока:
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока. Учитель. Сегодня у нас необычный урок На нём подведём мы работы итог. О жанрах устного народного Творчества поговорим, То, что читали, повторим. Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Во саду ли, в огороде Цветочки поливала. Один цветочек сорвала И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания. Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”? (Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин.)
|
|
| |
Kresyachka | Дата: Воскресенье, 14.09.2014, 16:16 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Итак, 1 задание.
Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25) Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение. “Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются. “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг. “Вся семья вместе – так и душа на месте”. “Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”. Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их. Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её. “Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”. Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. ) (Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).
2 задание.
Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки. Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки. Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять – Кто умеет здесь считать? Рассчитайте-ка ребят, Что в кружочке здесь стоят. Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей. Каждая команда должна привести пример своей считалки. Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр. Три-та-та, три-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке. А кошечка – по подлавочке, Ловит кота за лапочки: - Ох ты, котик, коток, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой! Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками. Каждый ряд должен привести пример своей потешки. Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки. Лётал, лётал воробей. Лётал, лётал молодой. По-за синю морю. Видал, видал воробей. Видал, видал молодой Как девицы ходят. А девицы ходят так, И вот эдак и вот так, Так девицы ходят. Лётал, лётал воробей. Лётал, лётал молодой По-за синю морю. Видал, видал, воробей, Видал, видал, молодой, Как парнячи ходят. А парнячи ходят так, И вот эдак, и вот так, Так парнячи ходят.
(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).
|
|
| |
Kresyachka | Дата: Воскресенье, 14.09.2014, 16:17 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5 задание.
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы? Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было. Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором. Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух. Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка. Ответы детей. Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток. (Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).
6 задание.
Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. Это загадка. Тогда для вас, ребятки, По одной загадке. 1 команде. Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будит. (петух) - А как вы догадались? У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам. 2 команде. Не портной, а всю жизнь С иголками ходит. (ёж) А как вы догадались? У него много иголок. 3 команде. Два брюшка, четыре ушка (подушка) - Объясните, как вы определили, что это подушка. Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора. Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей. А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать) Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые,жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. - Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину. У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их. Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич. Ответы детей Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”. Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. Вот открылся ёщё один лепесток.
(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )
|
|
| |
Kresyachka | Дата: Воскресенье, 14.09.2014, 16:18 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 8 задание.
- Что такое сказка? Ответы детей. - Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Стр. 28. Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28) - Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации? - А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях. Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей. Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка –это шутливое вступление или концовка сказки. Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей. Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.
В рабочей тетради на стр. 23 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу. (Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. ) Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа. Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки. Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию) А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным? Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды. Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки. (Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )
Дополнительный материал.
К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами: 1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”. 2. Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: - Ха-ха-ха! 3. Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет! 4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.
Скачать задания и ответы...
|
|
| |