ГДЗ по Биологии. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1
|
|
Akt | Дата: Четверг, 15.01.2015, 18:00 | Сообщение # 31 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Решебник "Общая Биология". 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. Сивоглазов, Агафонова, Захарова
6. Заполните кластер «Основные функции наружной клеточной мембраны».
Функции мембраны:
Барьерная Транспортная Взаимодействие клетки с окружающей средой и другими клетками.
7. Составьте синквейн к термину «мембрана».
Мембрана. Избирательно-проницаемая, двухслойная. Транспортирует, ограждает, сигнализирует. Эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов. Оболочка.
8. Почему явления фагоцитоза и пиноцитоза очень распространены у животных клеток и практически отсутствуют в растительных клетках и клетках грибов?
В клетках растений и грибов есть клеточная стенка, которая у животных отсутствует. Это позволяет цитоплазматической мембране всасывать воду с минеральными солями (пиноцитоз) ввиду большей эластичности. За счет этого свойства осуществляется и процесс фагоцитоза – захвата твердых частиц.
9. Заполните кластер «Органоиды эукариотической клетки».
Органоиды: мембранные и немембранные. Мембранные: одномембранные и двумембранные.
10. Установите соответствие между группами и отдельными органоидами.
Органоиды
1. Митохондрии 2. ЭПС 3. Клеточный центр 4. Вакуоль 5. Аппарат Гольджи 6. Лизосомы 7. Рибосомы 8. Пластиды
Группы
A. Одномембранные Б. Двумембранные B. Немембранные
|
|
| |
Akt | Дата: Четверг, 15.01.2015, 18:01 | Сообщение # 32 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 11. Заполните таблицу.
Строение и функции органоидов клетки
12. Заполните таблицу.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК
|
|
| |
Akt | Дата: Четверг, 15.01.2015, 18:02 | Сообщение # 33 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 13. Выберите название любого органоида и составьте с этим термином три типа предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательное.
Вакуоль представляет собой крупный мембранный пузырек, заполненный клеточным соком. Вакуоль – обязательная принадлежность растительной клетки! Какие функции, кроме накопления запасных веществ, выполняет вакуоль?
14. Дайте определения понятий.
Включения — это необязательные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в зависимости от интенсивности и характера обмена веществ в клетке и от условий существования организма. Органоиды — постоянные специализированные структуры в клетках живых организмов.
15. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает: 2) комплекс Гольджи;
Тест 2.
Гидрофобную основу клеточной мембраны составляют: 3) фосфолипиды;
Тест 3.
Одномембранные органоиды клетки: 2) лизосомы;
16. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
17. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – экзоцитоз. Соответствие, термин соответствует, но стал ясен и уточнен механизм. Это клеточный процесс, при котором мембранные пузырьки сливаются с внешней клеточной мембраной. При экзоцитозе содержимое секреторных пузырьков выделяется наружу, а их мембрана сливается с клеточной мембраной.
18. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.7.
Клетка состоит из трех главных компонентов: ядра, цитоплазмы и клеточной мембраны. В цитоплазме имеются органоиды, включения и гиалоплазма (основное вещество). Органоиды бывают одномембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы и др.), двумембранные (митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосомы, клеточный центр). Растительная клетка отличается от животной тем, что в ней имеются дополнительные структуры: вакуоль, пластиды, клеточная стенка, и отсутствуют центриоли в клеточном центре. Все органоиды и компоненты клетки составляют слаженный комплекс, работающий как единое целое.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:45 | Сообщение # 34 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 2.8. Клеточное ядро. Хромосомы.
1. Дайте определения понятий.
Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые по размеру, форме и несущие одинаковые гены. Центромера – область, к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления. Диплоидный набор – хромосомный набор, представленный парными хромосомами. Кариотип – совокупность всех признаков хромосомного набора, характерный для того или иного вида. Соматическая клетка – клетка тела.
3. Какие особенности строения ядра обеспечивают обмен веществ между ядром и цитоплазмой?
Ядерные поры в ядерной оболочке позволяют осуществлять обмен веществ между ядром и клеткой.
4. Сравните термины «хромосома» и «хроматин». Что они обозначают? В чем их принципиальное отличие?
Хроматин – это комплекс молекул ДНК с гистонами в ядре, в период между клеточными делениями. ДНК находится в расплетенном деспирализованными состоянии. Хромосома – это комплекс ДНК с гистонами в компактном состоянии, которая образуется в ядре клетки, готовящейся к делению.
5. Зарисуйте внешний вид удвоенной хромосомы (схематично) и подпишите её основные части.
6. Что называют хромосомным набором? Какие виды хромосомных наборов вам известны?
Хромосомный набор – число хромосом в клетке, характерное для определенного вида. Бывает диплоидный – представлен парными хромосомами, и гаплоидный – одинарный, характерный для половых клеток.
7. Сформулируйте вопрос к приведенному ниже тексту из § 2.8 и предложите свой вариант ответа.
Не существует зависимости между числом хромосом и уровнем организации данного вида: примитивные формы могут иметь большее число хромосом, чем высокоорганизованные, и наоборот. Например, у таких далеких видов, как прыткая ящерица и лисица, число хромосом одинаково и равно 38, у человека и ясеня — по 46 хромосом, у курицы — 78, а у речного рака — более 110!
Вопрос: верно ли утверждение: «Чем выше уровень развития организма, тем большее у него число хромосом»? Ответ: нет, не верно. Нет зависимости между числом хромосом и уровнем организации вида: примитивные формы могут иметь большее число хромосом, чем высокоорганизованные, и наоборот.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:46 | Сообщение # 35 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 8. Познавательная задача.
Подумайте, не встречалась ли вам в других курсах биологии (например, при изучении раздела «Ботаника») информация о клетках эукариотических организмов, не имеющих ядер и тем не менее функционирующих в течение длительного времени. Чем вы можете объяснить их жизнеспособность? Эритроциты – у них ядро замещено гемоглобином, клетки ситовидных трубок растений – не «настоящие» клетки, в них цитоплазма смешивается с клеточным соком, кроме ядра не большинства органелл. Такие клетки выполняют только транспортную функцию, не могут делиться.
9. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Ядерная оболочка образована: 3) двумя мембранами, имеет поры;
Тест 2.
Ядрышко в ядре обеспечивает: 3) образование субъединиц рибосом;
Тест 3.
Совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для вида: 3) кариотип;
10. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
11. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – хромосома. Соответствие – ранее означал «цветное тельце». Но стали известны функции хромосомы, морфологически термин имеет верное значение.
12. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.8.
Во всех эукариотических клетках есть ядро, которое связано с цитоплазмой, что обеспечивает единство клетки. Ядро регулирует все процессы в клетке. Оно состоит из ядерной оболочки, ядерного сока, ядрышка и хроматина. При делении клетки хроматин спирализуется и образует хромосомы. Хромосомы состоят из хроматид и центромеры. Совокупность всех признаков хромосомного набора того или иного вида называют кариотипом. Хромосомный набор бывает диплоидный (в клетках тела) и гаплоидный (в половых клетках). Между числом хромосом и уровнем организации вида нет зависимости.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:47 | Сообщение # 36 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 2.9. Прокариотическая клетка.
1. Дайте определения понятий.
Нуклеоид – это компартмент неправильной формы внутри клетки прокариот, в котором находится генетический материал. Плазмида – небольшая молекула ДНК, физически отдельная от геномных хромосом и способная реплицироваться автономно. Бацилла – бактерия палочковидной формы. Вибрион – бактерия, имеющая форму запятой.
2. Нарисуйте схематично прокариотическую клетку и подпишите ее основные части.
3. Заполните таблицу.
КЛАССИФИКАЦИИ ПРОКАРИОТ
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:48 | Сообщение # 37 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 4. Опишите процесс размножения прокариотической клетки на примере бактерий.
Бактерии размножаются простым делением надвое. После репликации кольцевой ДНК клетка удлиняется, в ней образуется поперечная перегородка. В дальнейшем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в группы.
5. Обоснуйте утверждение Л. Пастера: «Бактерии – великие могильщики природы».
Бактерии превращают органические вещества отмерших организмов в неорганические, обеспечивая круговорот веществ в природе.
6. Какие особенности строения и жизнедеятельности бактерий позволяют им переживать неблагоприятные условия?
В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры – клетки со сниженным уровнем метаболизма, покрытые защитной оболочкой.
7. Заполните таблицу.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЕТОК ПРОКАРИОТ И ЭУКАРИОТ
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:48 | Сообщение # 38 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 8. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
К эукариотам не относится: 3) Bacillus anthracis;
Тест 2.
Споры растений отличаются от спор бактерий тем, что: 3) образуются в результате мейоза;
Тест 3.
В клетках бактерий ДНК: 2) кольцевая;
Тест 4.
Органоиды клетки, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации: 3) рибосомы;
9. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
10. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – прокариоты. Соответствие - термин «прокариоты» буквально означает «доядерные». Их клетки не имеют ядра. Термин соответствует значению.
11. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.9.
Клетки бактерий – прокариотические. Они не имеют четко оформленного ядра. ДНК у бактерий находится в виде кольцевой молекулы и плазмид. У бактерий отсутствует большинство органелл. Есть рибосомы, включения, клеточная стенка и ДНК. При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. По форме выделяют бациллы, спириллы, кокки и вибрионы. По типу питания – сапротрофы, паразиты и симбионты.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:49 | Сообщение # 39 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 2.10. Реализация наследственной информации в клетке.
1. Дайте определения понятий.
Генетический код – набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белка. Триплет – три стоящих подряд нуклеотида. Антикодон – участок в тРНК, состоящий из трех неспаренных нуклеотидов, специфически связывающийся с кодоном мРНК. Транскрипция – процесс синтеза РНК с использованием ДНК в качестве матрицы, происходящий во всех живых клетках. Трансляция – процесс синтеза белка из аминокислот на матрице иРНК (мРНК), осуществляемый рибосомой.
2. Сравните понятия «генетическая информация» и «генетический код». В чем их принципиальные отличия?
Генетическая информация – информация о строении белков, закодированная с помощью последовательности нуклеотидов – генетического кода – в генах. Иными словами, генетический код – принцип записи генетической информации. Информация – это сведения, а код – это то, как сведения передаются.
3. Заполните кластер «Свойства генетического кода».
Свойства: триплетность, однозначность, избыточность, неперекрываемость, полярность, универсальность.
4. В чем заключается биологический смысл избыточности генетического кода?
Так как на 20 аминокислот, входящих в состав белков, приходится 61 кодон, некоторые аминокислоты кодируются более чем одним кодоном (т. н. вырожденность кода). Такая избыточность повышает надежность кода и всего механизма биосинтеза белка.
5. Объясните, что такое реакции матричного синтеза. Почему их так называют?
Это синтез сложных полимерных молекул в живых клетках, происходящий на основе закодированной на матрице (молекуле ДНК, РНК) генетической информации клетки. Матричный синтез происходит при репликации ДНК, при транскрипции и трансляции. Он лежит в основе процесса воспроизведения себе подобного.
6. Зарисуйте схематично молекулу тРНК и подпишите ее основные части.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:50 | Сообщение # 40 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 7. Заполните таблицу.
РОЛЬ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БИОСИНТЕЗЕ БЕЛКА
8. Одна из цепей ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
Ц-Т-Т-А-А-Ц-А-Ц-Ц-Ц-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-Т-Г-А-Ц-Г-Ц-Г-Г-Ц-Ц-Г
Напишите структуру иРНК, синтезированной на этой цепи. Каким будет аминокислотный состав фрагмента белка, синтезированного на основе этой информации в рибосоме?
иРНК Г-А-А-У-У-Г-У-Г-Г-Г-Г-А-Ц-У-Г-Ц-А-Ц-У-Г-Ц-Г-Ц-Ц-Г-Г-Ц- Полипептидная цепь Глу-ле-трп-гли-лей-гис-цис-ала-гли.
9. Изобразите схематично процесс синтеза белка.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:51 | Сообщение # 41 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 10. Заполните таблицу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ
11. Прочитайте § 2.10 и подготовьте ответ на вопрос: «Почему расшифровка генетического кода является одним из важнейших научных открытий современности?»
Расшифровка генетического кода, т. е. определение «смысла» каждого кодона и тех правил, по которым считывается генетическая информация, считается одним из наиболее ярких достижений молекулярной биологии. Доказано, что код универсален для живого. Открытие и расшифровка кода может помочь найти пути лечения различных хромосомных, геномных заболевания, изучить механизм процессов обмена веществ на клеточном и молекулярном уровне.
Стремительно накапливается огромное количество экспериментальных данных. Начался новый этап изучения ДНК. Молекулярная биология обратилась к гораздо более сложным надмолекулярными и клеточным системам. Оказалось возможным подойти к проблемам, связанным с молекулярной генетикой эукариот, с явлениями онтогенеза.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 09:52 | Сообщение # 42 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 12. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Синтез белка не может происходить: 2) в лизосоме;
Тест 2.
Транскрипция — это: 3) синтез иРНК на ДНК;
Тест 3.
Все аминокислоты, входящие в состав белка, кодируются: 4) 64 триплетами.
Тест 4.
Если для синтеза белка взять рибосомы морского окуня, ферменты и аминокислоты серой вороны, АТФ прыткой ящерицы, иРНК дикого кролика, то будет синтезироваться белок: 4) дикого кролика.
13. Установите соответствие между свойствами генетического кода и их характеристиками.
Свойства генетического кода
1. Триплетность 2. Вырожденность (избыточность) 3. Однозначность 4. Универсальность 5. Неперекрываемость 6. Полярность
Характеристика
A. Каждый нуклеотид входит в состав только одного триплета Б. Генетический код одинаков у всех живых организмов Земли B. Одну аминокислоту кодируют три стоящих подряд нуклеотида Г. Некоторые триплеты определяют начало и конец трансляции Д. Каждый триплет кодирует только одну определенную аминокислоту Е. Аминокислота может определяться более чем одним триплетом.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:01 | Сообщение # 43 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 14. Вставьте недостающий элемент.
Нуклеотид – Буква Триплет – Слово Ген – Предложение
15. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
16. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – транскрипция. Соответствие – термин соответствует первоначальному значению, так как идет перенос генетической информации с ДНК на РНК.
17. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.10.
Генетическая информация у живых организмов записан при помощи генетического кода. Код – это набор сочетаний из трех нуклеотидов (триплетов), кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белка. Код обладает свойствами:
1. Триплетность 2. Вырожденность (избыточность) 3. Однозначность 4. Универсальность 5. Неперекрываемость 6. Полярность.
Процессы, при помощи которых синтезируются сложные полимерные молекулы в живых клетках, происходят на основе закодированной на матрице (молекуле ДНК, РНК) генетической информации клетки. Матричный синтез – это репликация ДНК, транскрипция и трансляция.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:05 | Сообщение # 44 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 2.11. Неклеточная форма жизни: вирусы.
1. Дайте определения понятий.
Капсид – защитная белковая оболочка вируса. Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий. Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.
2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.
3. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?
Вирусы – неклеточная форма жизни. Занимают промежуточное положение между живой и неживой материей, т.к. совмещают в себе признаки живых организмов и неживой природы. Являются внутриклеточными паразитами.
4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки. 2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки. 3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат. 5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки. 6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг фаговой нуклеиновой кислоты. 7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.
5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы. ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:07 | Сообщение # 45 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 6. На основе изученного материала прокомментируйте высказывание ученых: «Вирусы — это плохие новости в упаковке из белка».
Вирусы имеют белковую оболочку – капсид. Вирусы вызывают опасные и порой смертельные заболевания.
7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
Избегать случайных половых связей. Использовать презерватив при половых контактах В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно стерилизовать. Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.
8. В современных средствах массовой информации термины «ВИЧ» и «СПИД» часто используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Если нет, объясните почему.
Нет, так как ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, а СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, последняя стадия заражения ВИЧ-инфекцией. Некоторые люди, при условии качественного поддерживающего лечения, могут жить с ВИЧ по 20 и более лет, без признаков СПИДа.
9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции. Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами. Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.
10. Слово «вирусы» в переводе с латинского языка означает «яд». Почему вирусы получили такое название?
Вирусы приводят организм к состоянию, при котором здоровые клетки производят копии вирусов, при этом нарушается естественная регуляция обмена веществ, нарушается нормальный процесс вывода продуктов жизнедеятельности клеток. Отсюда – эффект токсического отравления, неотъемлемый от всякого вирусного заражения.
11. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона: 3) отсутствием ДНК;
Тест 2.
Клеточного строения не имеют: 4) вирусы.
Продолжение решебника "Общая Биология". 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. Сивоглазов, Агафонова, Захарова
|
|
| |