ГДЗ по Биологии. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1
|
|
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:09 | Сообщение # 46 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Решебник "Общая Биология". 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. Сивоглазов, Агафонова, Захарова
12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
Вирусы
1. Бактериофаг 2. Вирус табачной мозаики 3. Вирус оспы 4. Вирус полиомиелита 5. ВИЧ
Клетки, которые они инфицируют
A. Клетки растения табака Б. Лейкоциты B. Клетки нервной ткани Г. Бактерии Д. Эпителиальные клетки
13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – бактериофаг. Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.
15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных. Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:10 | Сообщение # 47 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие организмов.
1. Дайте определения понятий.
Организм – это живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Особь – неделимая единица жизни.
2. Какие организмы называют колониальными?
Многоклеточные организмы, образующие колонии из нескольких особей, более или менее тесно связанных между собой, обычно имеющих одинаковый генотип и общий обмен веществ и системы регуляции.
3. Что такое одноклеточный организм? Чем он отличается от клетки многоклеточного организма?
Тело одноклеточного организма состоит из одной клетки, т. е. для них клеточный и организменный уровень едины. В отличие от клеток многоклеточных организмов, у одноклеточных существуют органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять все необходимые функции.
4. Чем колониальные животные отличаются от многоклеточных?
Колониальные организмы – это совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Многоклеточный организм состоит из специализированных клеток, которые не могут самостоятельно существовать вне организма.
5. Что дает многоклеточным организмам специализация клеток?
Это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.
6. Почему эволюционное развитие органического мира пошло по пути появления многоклеточности?
Вместо клеточных органоидов появилась возможность специализации клеток, что повышает их эффективность. Размеры организма перестали быть ограничены поверхностью одной клетки. Стал возможен настоящий половой процесс.
7. Приведите примеры одноклеточных организмов в разных царствах.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:11 | Сообщение # 48 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 8. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Из одной клетки состоит: 2) лейшмания;
Тест 2.
Многоклеточным организмом является: 3) печеночный сосальщик;
Тест 3.
Многоклеточными организмами не являются: 3) бактериофаги;
9. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
10. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – индивидуум. Соответствие – сегодня более точное значение слова, означающее человека, обладающего только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.
11. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.1.
Любая особь имеет клеточное строение. Есть организмы одноклеточные (бактерии, протисты, дрожжи), многоклеточные (животные, грибы, растения, человек) и колониальные (вольвокс). Эволюция идет от одноклеточных к многоклеточным организмам, так как это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения. Многоклеточные организмы возникли в результате усложнения организации некоторых колониальных организмов.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:13 | Сообщение # 49 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.
1. Дайте определения понятий.
Метаболизм – набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Энергетический обмен – процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества или окисления какого-либо вещества, обычно протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ. Пластический обмен – совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах.
2. Заполните таблицу.
3. Изобразите схематично молекулу АТФ. Обозначьте ее части. Укажите расположение макроэргических связей. Напишите полное название этой молекулы.
АТФ – аденозинтрифосфорная кислота
4. К какому классу органических веществ относится АТФ? Почему вы сделали такой вывод? Нуклеотид, так как состоит из аденина, рибозы и трех остатков фосфорной кислоты.
5. Пользуясь материалом § 3.2, заполните таблицу.
6. Какова биологическая роль ступенчатого характера энергетического обмена?
Постепенное выделение энергии, идущее в ходе энергетического обмена, позволяет более рационально использовать и запасать энергию. При разовом выделении такого числа энергии большая ее часть просто не успела бы соединиться с АДФ и выделилась бы как тепло, что означает большие потери для организма.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:14 | Сообщение # 50 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 7. Объясните, почему кислород необходим большинству современных организмов. В результате какого процесса в клетках образуется углекислый газ?
Кислород необходим для дыхания. При наличии кислорода органические вещества при дыхании полностью окисляются до углекислого газа и воды.
8. Как повлияло накопление в атмосфере Земли кислорода на степень интенсивности процессов жизнедеятельности обитателей нашей планеты?
Кислород оказывает глубокое влияние на организм в целом, повышая общую энергию жизнедеятельности обитателей нашей планеты. Возникли и эволюционировали новые организмы.
9. Вставьте пропущенные слова.
Реакции пластического обмена идут с поглощением энергии. Реакции энергетического обмена идут с выделением энергии. Подготовительный этап энергетического обмена осуществляется в ЖКТ и лизосомах клетки. Гликолиз протекает в цитоплазме. Во время подготовительного этапа белки под действием пищеварительных ферментов превращаются в аминокислоты.
10. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке? 3) АТФ;
Тест 2.
На подготовительном этапе энергетического обмена белки распадаются до: 2) аминокислот;
Тест 3.
В результате бескислородного окисления в клетках животных при недостатке кислорода образуется: 3) молочная кислота;
Тест 4.
Энергия, которая выделяется в реакциях подготовительного этапа энергетического обмена: 2) рассеивается в виде тепла;
Тест 5.
Гликолиз обеспечивают ферменты: 3) цитоплазмы;
Тест 6.
При полном окислении четырех молекул глюкозы образуется: 4) 152 молекулы АТФ.
Тест 7.
Для наиболее быстрого восстановления работоспособности при усталости в период подготовки к экзамену лучше всего съесть: 3) кусок сахара;
11. Составьте синквейн к термину «метаболизм».
Метаболизм Пластический и энергетический. Синтезирует, разрушает, превращает. Набор химических реакций в живом организме для поддержания жизни. Обмен веществ.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:14 | Сообщение # 51 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 12. Скорость обмена веществ непостоянна. Укажите некоторые внешние и внутренние причины, которые, по вашему мнению, способны изменять скорость обмена веществ.
Внешние – температура окружающей среды, физические нагрузки, масса тела. Внутренние – уровень гормонов в крови, состояние нервной системы (угнетение или возбуждение).
13. Вы знаете, что существуют аэробные и анаэробные организмы. А кто такие факультативные анаэробы? Это организмы, энергетические циклы которых проходят по анаэробному пути, но способные существовать при доступе кислорода, в отличие от облигатных анаэробов, для которых кислород губителен.
14. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
15. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – гликолиз. Соответствие: термин соответствует, но дополнен. Современное определение гликолиза, это не просто «расщепление сладкого», а процесс окисления глюкозы, при котором из одной ее молекулы образуются две молекулы ПВК, осуществляемый последовательно за несколько ферментативных реакций и сопровождающийся запасанием энергии в форме АТФ и NADH.
16. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.2.
Для любого организма характерен обмен веществ – набор хим. реакций для поддержания жизни. Энергетический обмен – процесс разложения на более простые вещества, протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ. Пластический обмен – совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах. Молекула АТФ – универсальный поставщик энергии в клетках. Энергетический обмен протекает в 3 стадии: подготовительный этап (образуется глюкоза и тепло), гликолиз (образуется ПВК, 2 молекулы АТФ и тепло) и кислородный, или клеточное дыхание, (образуется 36 молекул АТФ и углекислый газ).
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:15 | Сообщение # 52 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.3. Пластический обмен. Фотосинтез.
1. Дайте определения понятий.
Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов. Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путем фотосинтеза или хемосинтеза. Миксотрофы — организмы, способные использовать различные источники углерода и энергии.
2. Заполните таблицу.
3. Заполните таблицу.
4. Объясните суть утверждения великого русского ученого К. А. Тимирязева: «Полено — это консерв солнечной энергии».
Полено – часть дерева, ткани его состоят из накопленных органических соединений (целлюлоза, сахара и др.), которые образовались в процессе фотосинтеза.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:16 | Сообщение # 53 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза. Не забудьте указать обязательные условия протекания реакций.
12. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – миксотрофы. Соответствие. Термин уточнен, так называют организмы со смешанными типом питания, которые способны использовать различные источники углерода и энергии.
13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.3.
По типу питания все живые организмы делятся на:
Автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами. Миксотрофы со смешанным питанием.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов фототрофами. Он делится на световую фазу (образуются молекулы воды и Н+, необходимые для темновой фазы, а также выделяется кислород) и темновую (образуется глюкоза). Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2. Он протекает на свету в присутствии хлорофилла. Так энергия света превращается в энергию химических связей, а растения образуют для себя глюкозу и сахара.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:17 | Сообщение # 54 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.4. Деление клетки. Митоз.
1. Дайте определения понятий.
Интерфаза – фаза подготовки к митотическому делению, когда происходит удвоение ДНК. Митоз – это деление, в результате которого происходит строго одинаковое распределение точно скопированных хромосом между дочерними клетками, что обеспечивает образование генетически идентичных клеток. Жизненный цикл – период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления.
2. Чем рост одноклеточных организмов отличается от роста многоклеточных?
Рост одноклеточного организма – это увеличение размеров и усложнение строения отдельной клетки, а рост многоклеточных – это также и активное деление клеток – увеличение их количества.
3. Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза?
В интерфазе происходит подготовка к делению и удвоение ДНК. Если бы его не происходило, то при каждом делении клетки количество хромосом уменьшалось бы вдвое, и довольно скоро в клетке вообще бы не осталось хромосом.
4. Заполните кластер «Фазы митоза».
5. Используя рисунок 52 в § 3.4, заполните таблицу.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:18 | Сообщение # 55 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 6. Составьте синквейн к термину «митоз».
Митоз Четырехфазный, равномерный Делит, распределяет, дробит Поставляет генетический материал дочерним клеткам Клеточное деление.
7. Установите соответствие между фазами митотического цикла и событиями, происходящими в них.
Фазы
1. Анафаза 2. Метафаза 3. Интерфаза 4. Телофаза 5. Профаза
События
A. Клетка растет, образуются органоиды, удваивается ДНК. Б. Хроматиды расходятся и становятся самостоятельными хромосомами. B. Начинается спирализация хромосом, разрушается ядерная оболочка. Г. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления присоединяются к центромерам. Д. Исчезает веретено деления, формируются ядерные оболочки, хромосомы раскручиваются.
8. Почему завершение митоза – деление цитоплазмы происходит по-разному в животных и растительных клетках?
В животных клетках нет клеточной стенки, у них клеточная мембрана впячивается внутрь, и клетка делится путем перетяжки. В клетках растений мембрана формируется в экваториальной плоскости внутри клетки и, распространяясь к периферии, делит клетку пополам.
9. Почему в митотическом цикле интерфаза занимает гораздо более продолжительное время, чем само деление?
Во время интерфазы клетка усиленно готовится к митозу, в ней идут процессы синтеза, удвоение ДНК, клетка растет, проходит ее жизненный цикл, не включая само деление.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:19 | Сообщение # 56 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 10. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
В результате митоза из одной диплоидной клетки образуются: 4) 2 диплоидные клетки.
Тест 2.
Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в: 3) анафазе;
Тест 3.
Жизненный цикл — это: 2) жизнь клетки от деления до конца следующего деления или смерти;
Тест 4.
Какой термин написан с орфографической ошибкой? 4) телафаза.
11. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
12. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – интерфаза. Соответствие. Термин соответствует, и означает период между фазами митоза, когда происходит подготовка к делению.
13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.4.
Жизненный цикл – это жизнь клетки от деления до конца следующего деления или смерти. Между делениями клетка подготавливается к нему в период интерфазы. В это время происходит синтез веществ, удвоение ДНК. Клетка делится митозом. Он состоит из 4 стадий: Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза.
Цель митоза: в результате его из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние с идентичным набором генов. Количество генетического материала и хромосом при этом остается одинаковым, обеспечивается генетическая стабильность клеток.
Сообщение отредактировал Akt - Пятница, 16.01.2015, 10:20 |
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:21 | Сообщение # 57 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Тема 3.5. Размножение: бесполое и половое.
1. Дайте определения понятий.
Размножение – свойство живого воспроизводить себе подобных. Бесполое размножение – это способ размножения, при котором не образуются гаметы и участвует одна материнская особь. Спорообразование – способ бесполого размножения, при котором новый организм развивается из специализированных клеток – спор, образующихся в спорангиях. Вегетативное размножение – способ бесполого размножения, при котором дочерний организм образуется из нескольких родительских клеток. Половое размножение – процесс образования дочернего организма при участии гамет. Половой диморфизм – внешние различия особей противоположного пола.
2. Заполните таблицу.
3. Подпишите на рисунке способы вегетативного размножения.
4. Могут ли потомки, полученные в результате вегетативного размножения, отличаться от материнского организма? Ответ обоснуйте.
Да, могут, но незначительно. Даже однояйцевые близнецы отличаются, так как существует ненаследственная (модификационная) изменчивость. Также, если у потомков произошли соматические мутации.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:23 | Сообщение # 58 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5. Сравните бесполое и половое размножение. Выделите преимущества и недостатки обоих типов размножения. Заполните таблицу.
6. Значение полового размножения:
Обеспечивает появление уникальных комбинаций генетического материала в новой особи, что помогает выжить в меняющихся условиях окружающей среды.
7. Значение бесполого размножения:
В постоянных условиях среды дает преимущество того, что особи дочерние одинаковы, т. е. приспособлены именно к определенным условиям. Процесс размножения идет очень быстро.
8. Почему в природе существуют две формы размножения организмов, а не одна?
То, что хорошо в одних условиях, может оказаться неподходящим в другой ситуации, поэтому у многих видов существует чередование разных форм размножения.
9. Какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление полового размножения?
Оно обеспечило возникновение новых более сложных организмов, приспосабливаемых в различных условиям, появление генетического разнообразия видов.
10. У многих высших растений основным способом размножения является бесполое вегетативное, а половое выполняет вспомогательную роль. У большинства животных ситуация обратная. Как вы думаете, почему?
Животные ведут активный образ жизни, передвигаются, условия их жизни постоянно изменяются. В то время как растений больше, они вырабатывают намного больше пыльцы, чем половых клеток. Животным проще найти партнера для размножения, чем растениям. Необходимо, чтобы потомки животных отличались от родительских особей, для их выживания и эволюции.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:24 | Сообщение # 59 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 11. Установите соответствие между способами бесполого размножения и организмами, для которых они характерны.
Способы размножения
1. Простое деление на два (не митоз) 2. Митотическое деление 3. Спорообразование 4. С помощью специализированных частей тела 5. Фрагментация 6. Почкование
Организмы
A. Аспергилл и пеницилл Б. Холерный вибрион B. Дождевой червь Г. Дизентерийная амеба Д. Красный коралл Е. Тюльпан
12. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Гермафродитом не является: 3) человеческая аскарида;
Тест 2.
К специализированным частям тела растения, обеспечивающим вегетативное размножение, не относится: 3) цветок гладиолуса;
Тест 3.
Широкое распространение бесполого размножения среди высших растений связано с: 4) большой скоростью такого типа размножения.
Тест 4.
Большая эволюционная прогрессивность полового размножения обусловлена тем, что оно: 2) обеспечивает генетическое разнообразие потомства;
13. Вставьте пропущенные термины.
Наиболее древним типом размножения животных и растений является бесполое размножение. Спорами размножается большинство водорослей, а из высших растений — моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные, которые так и называются Высшие споровые растения. Вегетативное размножение основано на способности растений к регенерации. Сравнительно немногие растения, например бегония, глоксиния, узумбарская фиалка, могут восстанавливаться из отрезанных частей листа.
|
|
| |
Akt | Дата: Пятница, 16.01.2015, 10:24 | Сообщение # 60 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 14. Познавательная задача (ответ устный).
Некоторые дикорастущие растения способны образовывать так называемые выводковые почки, которые, опадая в воду или на благоприятную почву, дают начало новому растению. Объясните, почему такие растения распространены в основном в полярных, высокогорных и степных местностях. В таких условиях растениям можно легко потерять цветки или плоды, поэтому выводковые почки распространяются подобно семенам, опадают и укореняются.
15. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих
16. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – гермафродит. Соответствие – соответствует по смыслу, но современное значение – это термин, а ранее так называли двуполое существо, считавшееся богом и чудовищем.
17. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.5.
Размножение – свойство живого воспроизводить себе подобных. Способы: бесполое и половое. Бесполое – не образуются гаметы и участвует одна материнская особь. Бывает:
1. Деление (у простейших, бактерий). 2. Спорообразование (у растений, грибов). 3. Вегетативное (у растений и некоторых примитивных животных).
Разновидности вегетативного размножения: фрагментация, почкование, при помощи специализированных частей тела (корневище, клубни, усы и др.) Половое размножение – при помощи гамет, участвует 2 особи. Достоинства полового размножения – уникальная комбинация генетического материала в новой особи помогает выжить в меняющихся условиях окружающей среды.
Достоинства бесполого размножения – дочерние особи приспособлены к определенным стабильным условиям, процесс идет очень быстро.
Продолжение решебника "Общая Биология". 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. Сивоглазов, Агафонова, Захарова
|
|
| |