0
Ваша корзина
0 товаров — 0
Ваша корзина пуста
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Народный портал 2023-2024 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Олимпиада Ломоносов 2021-2022. Философия. Ответы. Задания
Олимпиада Ломоносов 2021-2022. Философия. Ответы. Задания
VelellanДата: Воскресенье, 30.09.2018, 20:16 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
 
 
 
Олимпиада Ломоносов 2021-2022. Философия. Ответы. Задания. Решения



Официальный сайт. 2021-2022 учебный год. . ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь. Все города РФ и РБ.

В ряду российских олимпиад школьников олимпиада по философии занимает особое место.

Во-первых, это один из немногих олимпиадных предметов, который не является частью стандартной школьной программы.

Во-вторых, это старейшая среди всех дисциплин и, возможно, единственная из них – ровесница древнегреческих Олимпиад, счет которых ведется с 776 г. до н.э., когда Кореб из Элиды выиграл состязание в беге и стал первым известным истории олимпийским чемпионом.

В те времена бег был единственным видом олимпийских состязаний, и Кореб стал своего рода абсолютным олимпийским чемпионом; со временем появились и другие виды соревнований, но бег оставался своего рода «сердцем» Олимпиад. А три века спустя Зенон Элейский убедительно – для своего времени – доказал, что движение, будь то бег, ходьба или полет стрелы, немыслимо и невозможно. Дело в том, что, для того чтобы преодолеть любое расстояние, нужно преодолеть сперва его половину, для этого – половину половины и так далее до бесконечности. Получается, что преодоление любого расстояния требует преодоления бесконечного количества расстояний, что невозможно сделать за конечное время. И, с другой стороны, если в каждой точке своего маршрута объект покоится, то где же тогда происходит движение? Современник Зенона, Диоген Синопский, бегал перед ним и кричал: «Смотри, Зенон, вот же я хожу, движение реально», но его оппонент оставался совершенно непреклонен: движение логически невозможно, и пусть опыт подсказывает нам иное, это говорит лишь о несовершенстве опыта, – настоящий мыслитель может доверять лишь разуму.

Так положение абсолютного олимпийского чемпиона оказалось поставлено под сомнение, и лучшие умы того времени потратили немало сил, чтобы справиться с аргументами Зенона, вошедшими в историю как апории.

Некоторое время спустя другой великий мыслитель античности – Аристотель – сформулирует стандартный для своей эпохи ответ на парадоксы, подобные выдвинутым Зеноном: деление до бесконечности возможно лишь в уме, в действительности («актуально») бесконечность невозможна, а именно действительности принадлежит столь беспокоящая нас проблема движения. Ценой этого решения станет неспособность античной и средневековой культуры оперировать бесконечными объектами. Но без подобного оперирования совершенно непредставимы ни современная математика (а ее средствами пользуются все науки без исключения), ни современное естествознание.

Потребовалось около 18 столетий, чтобы проблема была переосмыслена и актуальная бесконечность (представляющая собой не абсурдное порождение ума, а некоторую, пусть и обладающую странными свойствами, действительность*) вернулась в круг подручных исследователям объектов. И следом за актуальной бесконечностью (ее появление в кругу доступных исследованию объектов принято связывать с творчеством теолога и философа Николая Кузанского) начнется обновление физики и всей привычной людям картины мира, приведшее к рождению науки современного типа и, в конечном счете, всех тех дисциплин, которые составляют современную школьную программу.

Примечательно, что радикальное изменение интеллектуальной культуры и становление науки началось вовсе не с открытий в области физики или астрономии. Знаменитым революционным открытиям Коперника, Галилея и Ньютона предшествовал сугубо философский, очень далекий от повседневной жизни спор о природе и сущности Бога. Именно этот спор подтолкнул Николая Кузанского обратиться к бесконечности как средству объяснить нечто, заведомо превосходящее возможности нашего опыта и обыденного мышления. Как и Зенон двумя тысячелетиями ранее, Николай Кузанский пытался решить не одну конкретную задачу и найти технический, ограниченный ответ, но решить вопрос по существу. И, как и в случае Зенона, найденное им решение послужило основной для всей интеллектуальной культуры последующей эпохи – из этого решения вырастает математика Нового времени, языком которой, по знаменитому заявлению Галилея, написана «книга природы».

Общеизвестно, что философия была первой формой рационального знания в истории человечества. Из этой формы знания, которая вмещала в себя все результаты усилий решить ту или иную проблему доказательно и по существу, вышли со временем все науки и дисциплины. И приведенная нами история бесконечности – лишь одна в ряду множества относящихся к разным эпохам и предметным областям интеллектуальных историй – свидетельствует о том, что философия предшествует наукам не только исторически, «один раз», но и эпистемически, т.е. по существу и способу существования знания: рациональное мышление начинается с философии и возвращается к ней всякий раз, когда сталкивается с предельными, вечными вопросами.

«Наук никогда не было бы, если бы им не предшествовала, не опережала их философия, – писал один из величайших философов XX в. М.Хайдеггер, – Философия способна касаться и задевать нас, людей, в самой нашей сути».

Все начинается с вопросов и заканчивается вопросами, и хотя за две с половиной тысячи лет наши ответы стали намного длиннее и богаче, чем те, которыми располагали современники Зенона или даже Николая Кузанского, все же мы по-прежнему не успокаиваемся и возвращаемся к ним.

Что есть и как возможно движение? Что такое жизнь? Что такое общество и каково место человека в нем? Что есть благо и как обеспечить им всех?

Каждый из перечисленных и подобных им вопросов дал начало целой научной дисциплине – в данном случае это физика, биология, социология и экономическая теория. Но истоки и интуитивные основания решений этих проблем лежат за пределами конкретных наук. Они коренятся в интеллектуальной культуре ученых, в их ценностях и мировоззрении, формирование и исследование которых принадлежит философии. Не случайно ключевые споры в истории науки, включая и дискуссии XX в., например полемику Вернера Гейзенберга и Альберта Эйнштейна, были, скорее, философскими, нежели собственно конкретно-научными спорами*, а многие ведущие ученые в конечном счете обращались к философии, чтобы продумать свои основания и результаты по существу и сделать из них мировоззренческие выводы.

Философия родилась как искусство мыслить – мыслить внимательно и по-разному, добираясь настолько глубоко, насколько это возможно сделать, оставаясь в границах разума и сообразуясь только с ним. В отличие от конкретных наук, сложившихся каждая вокруг конкретных проблем, философия свободна в выборе средств и обладает самым широким горизонтом, предоставляя предельную свободу творческого поиска, ограниченную лишь требованием разумности и понятности результатов.

Именно это и требуется от участников олимпиады – быть разумными, пытливыми и внимательными, проявить интеллектуальную смелость и творческую силу, не утратив при этом здравого смысла и строгости суждений. Думайте до конца, рассуждайте строго, излагайте ясно – таков краткий рецепт успеха, подробности которого вы узнаете далее.

Здесь можно бесплатно скачать и распечатать задания, решения, результаты и правильные ответы на Олимпиаду школьников Ломоносов 2018-2019 года по предмету Философия

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

ЗАДАНИЯ 2 ТУРА ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

ЗАДАНИЯ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Заключительный этап (10-11 классы)

Заключительный этап (5-9 классы)


 Скачать бесплатно задания


 Скачать бесплатно ответы и решения
 
Народный портал 2023-2024 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Олимпиада Ломоносов 2021-2022. Философия. Ответы. Задания
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 
 
 
 
 
 

 
 
Последние темы на форуме:
 
  • Пароль на архив с учебником
  • Сочинение на тему: Влияние музыки на человека
  • Сочинение на тему: Влияние музыки на человека
  • Сочинение на тему: Влияние книги на человека
  • Сочинение на тему: Влияние искусства на человека
  • Сочинение на тему: Власть денег в современном мире
  • Сочинение на тему: Вид из моего окна
  • Сочинение на тему: Взрослые и мы
  • Сочинение на тему: Взросление
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения учеников и учителей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения родителей и детей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношения людей
  • Сочинение на тему: Взаимоотношение человека с природой
  • Сочинение на тему: Взаимовыручка
  • В чем заключается саморазвитие человека
  •  
     

     
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.relasko.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
    Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.
    Правообладателям | Реклама | Учебники | Политика
    Отопление, водоснабжение, газоснабжение, канализация © 2003 - 2023
    Рейтинг@Mail.ru Рейтинг арматурных сайтов. ARMTORG.RU Яндекс.Метрика