0
Ваша корзина
0 товаров — 0
Ваша корзина пуста
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Независимый портал 2019 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Исторические личности, проводившие модернизацию в 18 веке
Исторические личности, проводившие модернизацию в 18 веке
PancaДата: Четверг, 05.09.2019, 18:01 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 120
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline


 
 
 


Исторические личности, проводившие модернизацию в 18 веке



В послепетровскую эпоху была практически забыта идея Москвы как "третьего Рима", характерная для Московской Руси. Эта идея составляла неотъемлемую часть государственной идеологии Московской Руси и ориентировала русское государство на роль преемницы Византии. Начиная же с послепетровского времени, идея "третьего Рима" воспринималась всерьез только очень небольшой частью общества, по преимуществу церковными и околоцерковными кругами. Теперь государство приобретает статус высшей политической и моральной ценности и высшими доблестями становятся добродетели гражданские. Идея "Святой Руси" заменяется общественным идеалом "Великой России". Культура все больше и больше ориентируется на самостоятельную роль России, следовательно, предполагает осознанный отказ от роли прямой преемницы какой-либо из предшествующих цивилизаций. Общественный идеал "Великой России" составил идейный стержень послепетровской России. Он не утратил своего значения и в 19-ом веке, - как и в советское время, как и сегодня.

Еще в середине 18-го века в России сохранялась система церковнославянско-русского двуязычия, - но о ней мало кто помнил уже в конце 18-го - начале 19-го столетия. "Русские, принадлежавшие к высшему обществу, и политические деятели должны были, с одной стороны, в совершенстве понимать церковнославянский язык, чтобы быть признанными соответственно их официальному статусу, с другой - им приходилось общаться на разговорном языке, чтобы быть понятыми нижестоящими по общественному положению". [Ефимова Н. Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа Достоевского "Братья Карамазовы" //Русская литература и христианство. М.1997. С.341.]

К концу 18-го - началу 19-го века трудами Карамзина, Грибоедова, Пушкина созданы основы литературного русского языка, который в целом остается тем же и сегодня. Современный человек без труда прочтет любой текст, относящийся к периоду от начала 19-го века, в то время как более ранние тексты дадутся ему с гораздо большим трудом, а читать произведения Московской или Киевской Руси уже нужно со словарем. Это ли не свидетельство того, что последние относятся хотя и к русской, но не к современной цивилизации, к цивилизации существенно иной.

Разительные перемены произошли к началу 19-го века в области науки, культуры и просвещения. Были заложены основы тех культурных учреждений и традиций, которые в общем и целом сохраняются по сей день. В 1724 г. основана Академия наук, в 1754 - Московский университет, в 1775 - Большой театр, в 1784 - Академия художеств и др.

Упомянем и такие на первый взгляд малозначительные факты, касающиеся бытовых и чисто жизненных сторон человеческого существования, - того, что можно характеризовать как "мир повседневности". Жителям допетровской Московской Руси неизвестна была картошка (картофель), вошедшая в широкий обиход в России лишь в начале 19-го века. В 18-ом веке появился подсолнечник, чай и кофе. Очень многое из того, что нам сегодня привычно и без чего мы не мыслим свою жизнь, приходило в Россию, начиная с 18-го века, и было совершено неведомо в Московской (допетровской) Руси. Нам сегодня трудно понять, как могли древние русичи жить, например, без картошки. Очевидно их образ жизни, одним из важнейших элементов которого является способ питания, был радикально отличным от нашего.



По словам знатока русской культуры и истории А. М. Панченко, осуществленная Петром реформа летоисчисления произвела "ошеломляющее впечатление на людей древнерусского воспитания". В середине декабря 1699 г. (7208-го по привычному для Руси счету от сотворения мира) Петр издал указ о перемене календаря, о праздновании 1 января нового года и "столетнего века". В этот день в Москве были устроены пышные торжества. "Календарь принадлежит к обиходному слою культуры, - пишет А. М. Панченко, - хотя в лето от сотворения мира 7208-е календарь стал на Руси событием и проблемой. Календарь - это аксиоматика, которая принимается на веру и не подлежит проверке. Петр вводит две непривычные для традиционалистов аксиомы: 1) цивилизационное, гуманитарное понятие времени, автономного от провиденциальных и конфессиональных трактовок; 2) понятие столетия как историософского отрезка, Западом давно используемое, но для Руси чужое или, по крайней мере, нейтральное" Слово "век" "ориентирует на секуляризацию, на неповторимый "дух времени", на динамическую мирскую культуру, на будущее"



Названные две аксиомы постепенно становятся общепризнанными в течение 18-го века. Не требуется доказывать, что они остаются таковыми и по сей день.

Петр заложил основы светской, автономной от Церкви культуры. В этой связи следует обратить внимание на осуществленную им совокупность мероприятий, которые А. Панченко называет "реформой веселья". "Веселье и смех - в природе человека, поэтому необходима "реформа веселья", его реабилитация от обвинений в сатанизме. Поэтому Петр и создавал "школы веселья", хотя в формальном отношении они зависели не только от Запада, от "искусства развлечения", но и от искусства скоморохов, балагана, площадных зрелищ."
Главной "школой веселья" явился знаменитый "всешутейший собор". Петр видел в нем не только средство осмеяния старых нравов, но придавал ему особое значение как одному из элементов новой культуры. "Таким образом, "всешутейший собор", ассамблеи и общедоступный театр, фейерверки и триумфы, торжественные спуски кораблей и т. д. оказываются в одном ряду с живописью, искусством типографским, делания часов и музыкальных инструментов. Все это равноправные пункты программы преобразования России", - к такому выводу приходит А. М. Панченко. [Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб. 2000. С. 361- 380.]

Реформы Петра заложили основы нового этапа в развитии цивилизации в России - техногенного. Однако переход к новому типу цивилизации занял весь 18-й век. Самой личности Петра были присущи черты представителя новой цивилизации, такие как активно-преобразовательная установка, понимание значения науки и техники, исключительный динамизм. Во время своих заграничных поездок Петр внимательно изучал научную жизнь Западной Европы. В Англии он побывал в Лондонском королевском обществе ученых, посетил Гринвичскую обсерваторию и Оксфордский университет. В Голландии он слушал лекции по анатомии, осматривал Лейденский ботанический сад, проводил наблюдения с помощью микроскопа. Он неоднократно встречался и вел переписку с великим немецким философом и математиком Г. Лейбницем. Петр побывал в парижском университете Сорбонне. В 1717 году он присутствовал на заседании Парижской Академии наук, осматривал выставку научных приборов и наблюдал химические эксперименты.



Примечателен тот факт, что первыми из учебных заведений, основанных Петром, стали Навигацкая и Медицинская школы. В этом факте нельзя не усмотреть глубокого понимания царем-реформатором практического значения науки, того, что без научных знаний не будет эффективным никакое дело, что без науки нельзя обойтись ни в одной из сфер практической деятельности. Вместе с тем, Петр осознавал важность не только прикладных дисциплин, но и фундаментальных. Понимание значения и важности науки нашло свое воплощение и в основании Петром и его сподвижниками Академии наук. В постперестроечной России учрежден День науки - 8 февраля: именно 8 февраля (нов. Стиля) 1724 г. в Петербурге была основана Российская Академия наук.

Петру удалось поставить на научную основу такие отрасли производства как кораблестроение, горное дело и ряд других. В 18-ои и начале 19-го века российская наука в целом основывалась на научных достижениях Запада. Забегая вперед, отметим, что со второй половины 19-го века начинается самостоятельное развитие российской науки. В конце 19-го и в 20-ом веке российская наука и технология становятся вровень с западными, а на некоторых направлениях опережают их. Однако научное и технологическое отставание вновь намечается в 80-х - 90-х годах и в начале 21-го века становится серьёзной проблемой российского общества.
До конца ХIХ века главным и по существу единственным проводником и организатором науки и просвещения в России являлась монархия (и соответственно царское правительство). Не будет преувеличением утверждать, что едва ли не вся система просвещения и образования в Российской империи создана царями.



На значение просветительской миссии самодержавия обратил внимание Пушкин. "Со времени восшествия на престол дома Романовых, - говорит Пушкин в "Мыслях на дороге", - правительство у нас всегда шло впереди на поприще образования и просвещения. Народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно". В письме к Чаадаеву Пушкин замечает: "Следовало бы добавить (не в качестве уступки, а ради истины), что правительство есть единственный европейский (т.е. просвещенный - В. Ш.) элемент России..." В другом месте он отмечает: "Мы обязаны монархам нашей историей, следственно и просвещением". [Пушкин А. С. Исторические замечания. 1822.]

Согласно С. Франку, монархия для Пушкина "единственный подлинно европейский слой русского общества, которому Россия обязана - начиная с 17-го века - всем своим культурным прогрессом." [Франк С. Пушкин как политический мыслитель//Пушкин в русской философской критике. М. 1990. С. 419.]

Почему же "народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно"?

Надо, прежде всего, учесть, что российское общество того времени было не готово ответить на вопрос - а зачем, собственно нужны наука и образование, какое они могут иметь значение для жизни, для ведения хозяйственной деятельности? Суровые природно-климатические условия России в качестве первоочередной ставили перед российским жителем отнюдь не задачу преобразования природы. Эта первоочередная задача была весьма скромной - выжить в условиях суровой природы. Как могли помочь решению задачи выживания наука и образование, было неясно. Во-вторых, действовал фактор традиционной настороженности ко всему, что приходило с Запада. С Запада же часто приходила агрессия, приходило "латинство", т. е. римский католицизм, рассматривающий православных как раскольников, и поэтому стремящийся подавить и уничтожить православие. Поэтому и западная наука вызывала в российском обществе ту же настороженность и подозрения.

Наконец, надо учесть, что в приведенных выше пушкинских словах под словом "народ" подразумевается в первую очередь дворянское сословие, поскольку именно дворяне, в силу наличия свободного времени (в отличие от большинства населения) должны были заполнить университетские аудитории. Однако делали они это "всегда лениво, а иногда и неохотно". И это было действительно так - достаточно вспомнить пьесу Фонвизина "Недоросль", герой которой прославился словами "Не хочу учиться, а хочу жениться". Дворянское сословие длительное время сопротивлялось стремлению правительства обучать дворянских детей в создаваемых учебных заведениях. Поэтому широкий поток молодых людей хлынул в науку и в университетское образование, только начиная с 50-х -60-х годов 19-го столетия, когда на арену общественной жизни вышли новые люди, которых принято именовать разночинцами.

Просветительская и образовательная миссия самодержавия, которую столь высоко оценивал Пушкин, нашла свою реализацию во множестве проявлений. Как отмечалось, ее активным зачинателем следует считать Петра Первого. Петром была основана "Школа математических и навигацких наук" или, как ее обыкновенно называли "Навигацкая школа". По признанию многих историков Навигацкая школа явилась одним из наиболее удачных творений Петра в области образования. Из нее вышли первые русские моряки, гидрографы, геодезисты, инженеры, артиллеристы. Преподавателем в ней работал Леонтий Магницкий. Его учебник "Математика, сиречь наука числительная" стала одной из книг, возбудивших любознательность М. Ломоносова. В 1715 г. высшие классы были переведены в Петербург, образовав там Морскую Академию, низшие же остались по-прежнему в Москве. Петром была также основана Хирургическая школа, а также приняты меры к введению широкого начального образования.

При Петре российская школа "впервые перестала быть исключительно церковно-духовной, - отмечал живший и работавший в эмиграции русский историк Е. Ф. Шмурло. - При всей утилитарности поставленной ей цели, она впервые стала выпускать людей, приучающихся самостоятельно разбираться в своих сведениях, самостоятельно мыслить; вырабатывала в них сметку, привычку к умственной работе, и притом к работе напряженной, ответственной... Старой косности был положен предел; дана возможность широкому культурному общению с Западной Европой; и хотя русский человек надолго еще останется на положении ее ученика, но первый сдвиг уже был сделан, так что ближайшее поколение могло выдвинуть Ломоносова, этого, по духу, истинного ученика Петра Великого и после него величайшего человека в России 18-го столетия". [Шмурло Е. Ф. История России. М. 1997. С. 404.]

Деятельность Петра в области просвещения не ограничивалась открытием новых учебных заведений. Он впервые стал широко практиковать посылку русских людей на обучение за границу и вызов иностранных специалистов и ученых в Россию, учредил первую в России регулярную газету, принял меры к созданию театра, переписывался с Лейбницем и широко общался со многими зарубежными учеными, богословами, философами. Им была учреждена Академия наук (1724). Петр поручил составить карты Азовского и Каспийского морей и направил научную экспедицию в Сибирь для изучения ее географии, природы и населения. Уже будучи тяжело больным, за три недели до смерти, он инструктирует капитана Беринга и отправляет его в далекое плавание с целью выяснения вопроса о соединении Азии с Америкой. Этим он кладет начало целой серии широкомасштабных научных экспедиций, в организации и материальной поддержке которых принимали непосредственное участие последующие российские самодержцы.

Царствование императрицы Елизаветы ознаменовалось созданием первого в России Московского Университета (1755), основанием Академии Художеств (1757), первого русского театра (1756) и первой гимназии для дворян и разночинцев в Казани (1758). Указами Екатерины Второй была создана сеть народных училищ, нижних, средних и высших, в 25-ти губерниях учреждены главные народные училища, при Александре Первом превращенные в гимназии. "Устав народным училищам" (1786) заложил основы всеобщего народного образования и явился одним из замечательных законодательных актов царствования Екатерины Второй. Решениями императрицы были открыты Горное училище в Екатеринбурге, медицинские школы, земледельческая школа, училище для купеческих детей в Москве.

Исторические личности, проводившие модернизацию в 18 веке

Смотреть далее...

Фото: 5157258.jpg(74.7 Kb)
 
 
Независимый портал 2019 год » Полезное » Школа и ВУЗ » Исторические личности, проводившие модернизацию в 18 веке
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


 








Что бы не лопнули вены и не оторвался тромб Из вас выйдет утром куча глистов Весишь 97 кг? А будешь 55! Если у вас болят суставы, возьмите...
 
 
Последние темы на форуме:
 
  • Имена героев русских народных сказок
  • Сериал Замок из песка. 2019 - Содержание серий, актеры роли
  • Данил и Альбина. Ростовская область
  • Анастасия Заворотнюк. Что с ней случилось 2019? Фото, видео
  • Сериал Галка и Гамаюн - Содержание серий, актеры и роли
  • Бочковые огурцы на зиму
  • Вкусные пошаговые рецепт приготовления блюд recept-s-foto.ru
  • Помидоры в масляной заливке на зиму
  • В чем сущность управленческих функций у педагогов
  • Порядок постановки на учет в Пенсионном Фонде от 03.09.2019
  • Аль Холь лагерь беженцев. Хасака
  • Кочагина: ЕГЭ 2020. Математика. Сборник заданий. 500 заданий
  • Королева: ЕГЭ 2020. Обществознание. Сборник заданий. 550 зад
  • ЕГЭ-2020. Сборники и учебники скачать бесплатно
  • Пашкова: ЕГЭ 2020. Химия. Сборник заданий. 600 заданий
  • Одарюк: ЕГЭ 2020. Немецкий язык. Экзаменационные варианты
  • Колесников: ЕГЭ 2020. Физика. Решение задач
  • Бабат: ЕГЭ 2020. Математика. Экзаменационные варианты
  • Соловьева: ЕГЭ 2020. География. Теория и практика
  • Маслова: ЕГЭ 2020 Русский язык Сборник заданий. 1000 заданий
  • Бутенкова: ЕГЭ 2020. Английский язык. Сборник заданий
  • Соболева ЕГЭ 2020. Информатика. Задания, ответы, комментарии
  • Рязановский: ЕГЭ 2020. Математика. Решение задач
  • Антошин: ЕГЭ 2020. Химия. Решение задач
  • Кишенкова: ЕГЭ-2020. Обществознание. Задания, ответы
  •  
     

     
    Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.relasko.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
    Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.
    Правообладателям | Реклама | Политика
    Отопление, водоснабжение, газоснабжение, канализация © 2003 - 2019
    Рейтинг@Mail.ru Рейтинг арматурных сайтов. ARMTORG.RU Яндекс.Метрика