Малалина | Дата: Понедельник, 09.09.2019, 17:03 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Почему процесс формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении должен носить непрерывный характер
Принципы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у школьников
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем младше школьники, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у обучающихся центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это нужно одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге.
Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожнопатрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
|
|
| |
Малалина | Дата: Понедельник, 09.09.2019, 17:04 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Методы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у школьников
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать поразному. Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей.
Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия. Пример. Воспитательное значение примера состоит том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации. Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
|
|
| |
Малалина | Дата: Понедельник, 09.09.2019, 17:06 | Сообщение # 3 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Направления педагогической профилактики детского дорожнотранспортного травматизма
Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для школьников должен проводиться по пяти направлениям:
1. Информационное – обучение школьников Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
2. Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
3. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих обучающимся дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. 4. Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики детского дорожнотранспортного травматизма. Профилактические мероприятия, организуемые в рамках системы дополнительного образования детей: - детские праздники «Островок безопасности»; «Добрая дорогая детства»; КВН, «Город ГАИ»;
- открытые занятия по безопасности дорожного движения «Дорога в школу», общегородские родительские собрания «Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма в школе и семье»; - слеты юных инспекторов движения, круглые столы с активистами ЮИД, областной фестиваль «Марафон творческих программ по пропаганде безопасности дорожного движения»; - единые дни профилактики «Детям - безопасность на дорогах»,
Всероссийские широкомасштабные мероприятия «Внимание - дети!», «День памяти жертв дорожных аварий» и т. д.; - викторины на знание детьми правил дорожного движения; - выпуск - выпуск стенгазет, агитационных листков, деятельность детских и молодежных СМИ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Декады, операции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: Всероссийская операция «Внимание – дети!», «Зима – SOS!», «Стань заметней на дороге» с передачей в образовательные организации светоотражающих элементов; акции «Юный пешеход», «Ребенок – главный пассажир», «Дети - за мир без аварий», которые проводятся в торговых центрах, местах массового скопления людей, общественном транспорте и т. д. Детское движение, направленное на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Цели деятельности детского движения: социальный, психологический, педагогический аспект. Детские общественные организации, направленные на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Всероссийское движение отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения обучающихся, которые создаются с целью совершенствования работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, оказания содействия в изучении детьми младшего и среднего возраста Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Автор: Стаценко Валерия Викторовна Должность: педагог- организатор Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА" Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении
|
|
| |