LediK | Дата: Четверг, 10.10.2019, 14:51 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 35
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| С помощью анализа категорий отрасль знания и тематика документа нами доказан междисциплинарный статус исследуемой
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода
Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного изучения документов. Он подразумевает поиск, регистрацию и числовую обработку определенных смысловых единиц, зафиксированных в документе (или в совокупности документов), и дальнейшую интерпретацию полученных данных (описание обнаруженных закономерностей, установление взаимосвязи между выявленными тенденциями и т.д.).
В качестве объектов контент-анализа могут выступать как тексты, так и телевизионные программы, кинофильмы, фотографии, аудиозаписи и т.д. Контент-анализ сегодня приобретает все большую популярность у исследователей, расширяется сфера его применения. Рассматриваемый метод успешно используется специалистами в области рекламы, маркетинга и PR, политологии, психологии, юриспруденции, литературоведения, библиотековедения и других наук.
Теория и методика проведения контентанализа в целом подробно раскрыты в современной литературе. Опишем процесс и результаты применения метода контент-анализа в конкретном исследовании на тему ´Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателейª.
Первым этапом контент-анализа стал отбор документов, формирующих поток по проблеме информационно-психологической безопасности. В первую очередь были определены источники вторичной информации, необходимые для отбора документов, а также установлены хронологические, территориальные и содержательные критерии такого отбора. При этом использовались следующие подходы:
1. Отбор традиционных и электронных сетевых документов. Отбирались как традиционные документы, отраженные в текущих указателях государственной библиографии (годовые комплекты таких библиографических пособий, как ´Книжная летописьª, ´Летопись журнальных статейª, ´Летопись авторефератов диссертацийª, указатели ИНИОН, реферативные журналы ВИНИТИ), в каталогах крупнейших библиотек (РГБ, РНБ), так и электронные сетевые документы, найденные с помощью информационно-поисковых систем Яндекс, Апорт, Google, Alta-Vista.
2. Использование различных типов библиографических пособий для поиска и отбора документов. Учитывая особенности потока социальноэкономической литературы и возникающие в связи с этим требования к выявлению документов в потоке, при отборе документов активно использовались не только указатели государственной библиографии, но и прикнижные и пристатейные списки цитированной (использованной) литературы.
3. Хронологические рамки. Хронологическими рамками отбора документов послужил период с 1 января 1996 г. по 1 октября 2004 г. Нижняя граница данного периода обоснована появлением в 1996 г. первого упоминания термина ´информационно-психологическая безопасностьª. Верхняя граница периода отображает момент проведения исследования.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ ´ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙª О.Л. Чурашева, 2007 Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2
Скачать статью полностью
|
|
| |