Nanta | Дата: Понедельник, 21.10.2019, 10:42 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Важно ли сохранять национальную культуру в условиях современного мира. Эссе
Эссе
На современном этапе развития даже культуры с ярко выраженной нацо- нальной спецификой сталкиваются с трудностями, связанными с многочисле- ными влияниями как извне, так и изнутри. Состояние мультикультурности, которое явилось результатом таких процессов, как глобализация и миграционные движения, характеризуется наложением, смешиванием, взаимопроникновением культур.
Более того, как утверждает известный исследователь постколониализма Эдвард Саид, что все культуры на современном этапе являются гибридными и гетерогенными. В связи с этим несомненно возникает проблема сохранения национальных традиций в культуре как основания для процесса идентификации и сохранения своей уникальной культурной специфики. Радикальные националистические настроения, которые пытаются игнорировать все, что связано с инаковым и «чужим», не являются адекватным ответом на возникающие вызовы. Но, с другой стороны, отказ от такой националистической логики не означает, что мы должны игнорировать свои национальные традиции и культурный опыт, используя продукты «чужой» культуры. Конечно, необходимо отметить, что «чистая» национальная культура является иллюзией и в реальности может быть рассмотрена только как теоретический конструкт.
Культура постоянно находится в состоянии диалога с окружающим ее пространством и это составляет основу ее движения в процессе соотнесения с «иным» пространством. Более того, как пишет исследователь Е.Н. Устюгова, «жизненность культуры - творчество смыслов на границах культурных миров, то есть культура живет не внутри границ, а на их пересечении, когда они не просто сосуществуют, а находятся в состоянии диалога, то есть отношении вопрос- ответ» [1, с. 35]. Современная ситуация, при всем размахе идеологического и националистического дискурсов, определяется множественностью идентификационных образцов, доступных субъекту, которая включает возможность выбора культурной идентификации. Назвать белорусское общество монокультурным не представляется возможным. Вопрос состоит в том, что делать, если процесс культурного влияния становится слишком интенсивным и экспансивным.
Проблема в том, что процессы глобализации приводят к экспансии проамериканского типа культуры в ее массовом варианте. Принимая ее как данность, локальные культуры начинают в известном смысле деградировать, «подстраиваясь» под массовый потребительский стандарт, что приводит к вымыванию ценностных компонентов из них. Культура в эпоху глобализации при всем многообразии форм представляет их в усредненном массовом варианте, основанном на ценностях консюмеризма в их превращенной форме, и приводит к выхолащиванию традиций локальных культур.
Современные тенденции взаимосвязи общечеловеческого и локально - национального зачастую проявляются не через интегративные факторы взаимодействия культур, а через механизмы доминирования некоторых из них по отношению к остальным. Можно с уверенностью утверждать, что скрытая важнейшая сторона глобализации заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций. В данном случае мы имеем дело только с так называемым «культурным империализмом», медиальным
Для белорусской культуры в течение последних десятилетий поиск идентичности был как никогда важен, так как можно было зафиксировать ее внутреннюю разорванность, включающую разрыв с традицией.
На наш взгляд, существует проблема, что за выбором белорусской идентичности зачастую не следует выбор белорусской культурной традиции. Это выражается, например, в наиболее очевидном: определение себя белорусом без глубокого знания и употребления языка, знания белорусской культуры, довольствуясь «традиционными» «советскими» знаково-символическими системами. Однако на современном этапе развития ситуация в Беларуси имеет явную тенденцию к улучшению. Относительно недавние социологические исследования показывают довольно хорошие показатели национального самосознания у белорусской молодежи. Так важность сохранения национальной самобытности, приверженности к национальной культуре, знания истории Беларуси признают от 70 до 85% молодых белорусов.
Результаты мониторинговых и оперативных социологических исследований в 2007-2008 гг показали, что среди студентов «67% учащейся молодежи считают себя патриотами Беларуси. При этом сущность данного явления большинство студентов характеризуют, прежде всего, как уважение к истории страны и к памяти прошлых поколений (74%). Почти у половины студентов данное понятие ассоциируется с бережным отношением к культуре (46%) [2, с. 68].
Проблема сохранения национальных традиций связана не только с поддержанием национальной идентичности, но и сохранением устойчивого ценностного ядра культуры, на котором с необходимостью отстраивается личностная идентичность. Это с необходимостью то культурное ядро, которое сформировалось в результате долгой истории социальной практики определенного сообщества. На наш взгляд, важность этого ядра не только в том, чтобы обеспечивать гомогенность и возможность идентифицироваться национально, а еще и в том, что наличие этого ядра напрямую обеспеспечивает легитимность современных социальных практик. Эти традиционные ценности с необходимостью выступают основанием для единства государства/нации с установкой на свободу самоопределения каждого субъекта и условием культурного развития.
В условиях современных мультикультурных процессов национальная культура и ее традиции зачастую рассматриваются как один из организационных элементов, вокруг которых формируется символическое пространство, косвенно влияющих на экономические либо политические процессы, определяются как знак отличия, код, который позволяет маркировать себя в унифицированных системах (например, экономика, право, производство).
Ответственное отношение к национальной традиции является существенным для осознания того факта, что культура не является лишь даром наших предшественников. Национальные традиции должны обогащаться и поддерживаться в настоящем, чтобы быть основанием для развития культуры будущих поколений.
Важно ли сохранять национальную культуру в условиях современного мира. Эссе
Читать далее...
|
|
| |