ГДЗ по Биологии. 9 класс. Рабочая тетрадь
|
|
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 14:56 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
|
ГДЗ по Биологии. 9 класс. Рабочая тетрадь с ответами
Скачать бесплатно решебник в полной версии
Тетрадь к учебнику: Мамонтова, Захарова, Агафонова, Сонина: «Биология. Человек», Общие закономерности, Школа, 9 класс
Решебник: Готовые домашние задания с ответами
2013 год
Содержание решебника:
Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.
1. Становление систематики.
2. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка.
3. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.
4. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.
5. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.
6. Формы естественного отбора
7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
8. Забота о потомстве.
9. Физиологические адаптации.
10. Вид, его критерии и структура.
11. Эволюционная роль мутаций
12. Главные направления эволюции
13. Общие закономерности биологической эволюции
14. Современные представления о возникновении жизни на Земле
15. Начальные этапы развития жизни
16. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры
17. Жизнь в палеозойскую эру
18. Жизнь в мезозойскую эру
19. Жизнь в кайнозойскую эру
20. Происхождение человека
Сообщение отредактировал Амиша - Понедельник, 18.11.2013, 14:57 |
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 14:58 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.
1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.
Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.
2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.
3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
1. Обмен веществ.
2. Постоянство химического состава.
3. Самовоспроизведение.
4. Наследственность.
5. Изменчивость.
6. Размножение.
7. Индивидуальное развитие и эволюция.
4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем -
Плесень +
Нефть -
Лишайник +
Слюда -
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 14:58 | Сообщение # 3 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
1. Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена. 2. Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы. 3. Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.
6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Типы развития живой материи:
1. Онтогенез – индивидуальное развитие. 2. Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.
7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.
10. Приведите современное определение понятия жизнь.
Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 14:58 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Становление систематики.
1. Известно, что наряду с научной классификацией живых организмов существует и практическая классификация. В чем заключается принципиальное отличие между ними?
Практическая система классификации создавалась людьми для объединения растений и животных в группы в зависимости от их пользы или вреда для человека.
Приведите два примера практической классификации организмов.
Домашний скот, ядовитые растения.
2. Среди перечисленных ученых найдите и подчеркните автора первой научной классификации живых организмов. К. Линней.
3. Закончите предложение.
Принцип иерархичности.
4. Вставьте недостающие слова. Бинарной, Карлу Линнею.
5. Усвоив принцип построения названий видов организмов и опираясь на полученные ранее знания из курсов ботаники и зоологии, приведите по два примера видов растений и животных.
Растения: пырей ползучий, ромашка аптечная.
Животные: аскарида человеческая, собака домашняя.
6. Назовите ограничения (слабые стороны) искусственной системы классификации живых организмов, предложенной К. Линнеем.
Некоторые признаки Линней выбирал произвольно и ошибочно. Он утверждал, что искусственная система может работать только до тех пор, пока не найдена естественная. Однако в те времена из-за религиозных представлений считалось, что видов существует ровно столько, сколько их создал Бог, то есть новые виды не появляются и не изменяются, а это противоречит законам эволюции.
7. Укажите, в чем состоит наиболее существенное отличие современной (естественной) классификации организмов от всех предыдущих.
В данное время естественная система отражает происхождение животных и растений и основана на их родстве по совокупности существенных черт строения. Во времена Линнея полагали, что все виды созданы Богом, неизменны и не развиваются, а новые виды не возникают.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 14:59 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка
1. Объясните, почему учение Ламарка о происхождении и историческом развитии живых организмов называют научной теорией.
Теорию Ламарка называют научной, так как ученый своими трудами внес большой вклад в биологию; сам термин «биология» принадлежит ему.
Теория эволюции Ламарка, в отличие от предыдущих теорий, опиралась на научные исследования. Он заложил основы естественной системы классификации, которая была тщательно отработана им и обоснована научными фактами.
2. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.
Что Ламарк считал главной движущей силой эволюции?
Ответ: внутреннее стремление к прогрессу.
3. Закончите утверждение.
В качестве основных механизмов изменчивости Ламарк полагал:
1. Стремление организмов к совершенствованию.
2. Прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретаемых в течение жизни организма.
4. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.
Какие качественно новые категории ввел Ламарк в биологическую науку?
Ответ: фактор времени, условия внешней среды.
5. Отметьте отрицательные (ошибочные с современной точки зрения) стороны эволюционного учения Ламарка.
Ламарк считал, что виды развиваются и приобретают усложнения главным образом путем совершенствования. Доказательства его не были убедительными. Ученый отводил решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретенных признаков.
Но он не мог объяснить возникновение приспособлений, обусловленных «мертвыми» структурами (например, окраску скорлупы яиц). Он был стихийным эволюционистом. В отличие от теории Ламарка, теория видообразования Чарльза Дарвина была полностью продуманной и фундаментально обоснованной.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:00 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.
1. Перечислите главные научные предпосылки возникновения эволюционной теории. Заполните таблицу.
2. Опишите наблюдения, сделанные Ч. Дарвином во время экспедиции на корабле «Бигль», которые заставили его усомниться в божественном сотворении видов.
1. Скелеты вымерших гигантских млекопитающих, сходных с современными броненосцами и ленивцами.
2. Близкие виды галапагосских вьюрков, различающихся между собой характером питания и формой клюва.
3. Существенные отличия в строении животных, обитающих на островах Зеленого Мыса, от живущих на континенте близкородственных им видов.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:01 | Сообщение # 7 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.
1. Ответьте на вопросы.
1. На какие достижения сельского хозяйства Англии в XIX веке Чарлз Дарвин обратил особое внимание?
Английскими фермерами к тому времени было выведено много пород собак, голубей, крупного рогатого скота и кур, интенсивно велась селекция новых сортов культурных растений.
2. Какие его научные интересы были тому причиной?
Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт и порода имеют своего дикого предка, а Дарвин считал, что это не так. Например, он доказал, что все породы кур происходят от одной дикой банкивской курицы, породы крупного рогатого скота – от двух видов диких туров и так далее.
2. Заполните пропуски в таблице.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:02 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 3. Ответьте, чем объясняется многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Приведите по два примера пород животных и сортов растений, являющихся результатами усилий.
Селекционеры ставили перед собой задачу получить породу либо сорт с желаемым признаком.
Разводя животных или растения, они оставляли только те организмы, у которых этот признак имел наиболее выраженную степень (молочность коров, яйценоскость кур и др.). Так как для человека необходимо большое количество подобных качеств, то пород и сортов выводилось много.
Яблоня домашняя, смородина черная – растения.
Кролик, домашняя утка – животные.
4. Допишите предложение.
Традиционный способ выведения новых сортов растений и пород животных сводится к искусственному систематическому отбору и размножению особей с наиболее ценными для человека признаками и свойствами.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:02 | Сообщение # 9 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.
1. Выберите и подчеркните правильный ответ.
Какой закономерности подчиняется процесс размножения живых организмов при условии полного отсутствия ограничивающих факторов?
Ответ: арифметической прогрессии, геометрической прогрессии, логарифмической прогрессии.
2. Допишите определение.
Борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями внешней среды.
3. Назовите три формы борьбы за существование, которые выделил Ч. Дарвин.
1. Межвидовая. 2. Внутривидовая. 3. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.
4. Объясните, почему внутривидовая борьба является наиболее напряженной.
У особей одного и того же вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Кроме того, особи-самцы некоторых видов конкурируют между собой за самку. Поэтому данный вид борьбы является наиболее острым.
5. Охарактеризуйте организмы, выигрывающие в борьбе за существование.
В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, которые обладают наследственным комплексом признаков и свойств, позволяющих наиболее успешно конкурировать с другими.
6. Объясните, что понимал Ч. Дарвин под естественным отбором.
Под естественным отбором Дарвин понимал происходящие в природе процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других особей.
7. Закончите утверждение.
Материалом для естественного отбора является наследственная (индивидуальная, мутационная) изменчивость.
8. Объясните, почему изменчивость, обусловленная прямым воздействием внешней среды, не имеет значения для эволюции.
Изменчивость, обусловленная прямым воздействием внешней среды, не имеет значения для эволюции, так как не передается по наследству.
9. Дайте сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Заполните таблицу.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:02 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Формы естественного отбора.
1. Перечислите основные формы естественного отбора.
1. Движущий.
2. Стабилизирующий.
2. Назовите форму естественного отбора, которая поддерживает соответствие формы и размеров у цветков насекомоопыляемых растений и насекомых-опылителей.
Стабилизирующий отбор.
3. Дополните предложение.
Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных) сохранились до нашего времени благодаря действию стабилизирующей формы естественного отбора.
Приведите пример реликтового животного и реликтового растения: кистеперая рыба латимерия, голосеменное растение гинкго билоба.
4. Выберите и впишите правильные варианты недостающих слов.
Стабилизирующий отбор действует в постоянных условиях среды на протяжении больших промежутков времени.
5. Назовите форму естественного отбора, которая действует в изменяющихся условиях внешней среды, и укажите ее эволюционные результаты.
Форма естественного отбора – движущий отбор.
Результаты:
1. Появление новых признаков внутри вида.
2. Ослабление либо утрата неактуального признака.
3. Устранение менее удачных комбинаций генов.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:03 | Сообщение # 11 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 6. Известно, что через некоторое время после начала применения того или иного ядохимиката появляются формы животных, устойчивых к нему. Объясните это явление с позиции естественного отбора.
В данном случае действует движущий отбор. У видов появляются новые признаки, которые обеспечивают устойчивость к изменениям внешней среды, то есть появлению в ней ядохимикатов.
7. Закончите утверждения.
1. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется движущий отбор.
2. Форма естественного отбора, закрепляющая полученные формы, называется стабилизирующий отбор.
8. Раскройте смысл тезиса: «Естественный отбор в эволюции организмов играет творческую роль».
Отбор устраняет от размножения менее удачных особей, то есть менее удачные комбинации генов. Творческая роль отбора в том, что результатом его действия является появление новых видов организмов и новых форм жизни.
9. Дайте определение понятий.
Половой отбор – это конкуренция самцов за возможность размножения.
Половой диморфизм – внешние различия в строении полов.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:03 | Сообщение # 12 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.
2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
1. Форма тела.
2. Различные виды окраски и мимикрия.
3. Особенности внешнего строения.
4. Приспособительное поведение.
3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.
4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
Мелкие положительные мутации
Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.
5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.
6. Вставьте недостающее слово.
Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:03 | Сообщение # 13 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Забота о потомстве.
1. У беспозвоночных и низших позвоночных животных плодовитость, как правило, значительно более высокая по сравнению с высокоорганизованными позвоночными животными. Предложите объяснение этой биологической закономерности.
Это объясняется тем, что более развитые животные лучше заботятся о потомстве, в то время как низшие животные откладывают большое количество яиц и оставляют их на произвол судьбы.
2. Закончите предложение.
У животных, проявляющих выраженную заботу о потомстве, число детенышей относительно меньше, чем у животных, мало заботящихся о потомстве.
Приведите примеры: большинство видов рыб, насекомых откладывает большое количество яиц или икры. Млекопитающие – вынашиваю одного или несколько детенышей в утробе и затем долго выкармливают их.
3. Приведите примеры заботы о потомстве у рыб.
1. Азовские и каспийские бычки откладывают икру в ямки и охраняют ее.
2. Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом и охраняет.
3. Американский сом вынашивает икру на брюхе.
4. Приведите примеры заботы о потомстве у земноводных.
Самка сумчатой лягушки вынашивает икру в сумке на спине. У некоторых видов самцы вынашивают икру в голосовых мешках.
5. Допишите предложение.
Наибольшая безопасность молодых животных достигается при такой форме заботы о потомстве, как развитие зародыша в теле матери.
6. Известно, что забота о потомстве у некоторых членистоногих осуществляется в форме обеспечения их пищей. Приведите пример.
Осы нападают на жуков, богомолов, сверчков и откладывают прямо в них яйца. Таким образом, будущие личинки обеспечиваются пищей: тканями жертвы.
7. Укажите, благодаря каким физиологическим механизмам способы заботы о потомстве у высших позвоночных достигают высокого совершенства. Физиологические механизмы: сложные инстинкты, способность к индивидуальному обучению.
Примеры:
У птиц – сооружение гнезд.
У млекопитающих – кормление, защита потомства, обучение их ловить добычу и избегать опасностей.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:04 | Сообщение # 14 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Физиологические адаптации.
1. Раскройте содержание понятия «физиологическая адаптация».
Физиологическая адаптация – сочетание всех признаков вида с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, обеспечивающее успех в борьбе за существование.
2. Попытайтесь объяснить эволюционный механизм возникновения физиологических адаптаций.
Все эволюционные изменения – образование новых популяций и видов, усложнение организации – обусловлены развитием многочисленных приспособлений и адаптаций к условиям обитания вида.
3. Объясните, каким образом осуществляется приспособление к среде с недостатком воды:
А) у земноводных – они становятся активны в период после дождя, ночью, а днем укрываются. Личинки некоторых земноводных развиваются очень быстро и в сжатые сроки совершают метаморфоз.
Б) у птиц – они накапливают жир, которые затем при расщеплении образует воду.
В) у млекопитающих – они также накапливают жир, некоторые регулируют потерю воды с поверхности дыхательных путей (верблюд накаливает жир в горбе, а при засухе также резко сокращает испарение с дыхательных путей и потовых желез).
4. Закончите предложение.
Сущность функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме ныряющих животных, заключается в наличии дыхательного пигмента миоглобина в мышцах, позволяющего сохранить в 10 раз больше кислорода.
5. Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи:
А) у насекомых – органы химического чувства, улавливающие запахи на большом расстоянии.
Б) у змей – способность к термолокации.
В) у ночных хищников – способность к эхолокации.
6. Подтвердите правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей». Приведите три конкретных примеров.
Большинство птиц не трогает ос и пчел, но среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Ежи поедают змей. Некоторые птицы поднимают черепах в воздух и разбивают им панцирь, а затем поедают их.
7. Закончите высказывание.
Показано, что если крыс перевести на мягкую диету и убрать из клетки все твердые предметы, то у них вырастают гигантские клыки, которые мешают им питаться. Это наблюдение является еще одним аргументом в пользу утверждения, что любые приспособления «срабатывают» только в привычной для вида обстановке.
При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Любая структура или функция – это приспособление в внешней среде.
|
|
| |
Амиша | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:04 | Сообщение # 15 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Вид, его критерии и структура.
1. Сформулируйте определение понятия «биологический вид».
Биологический вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый хромосомный набор – кариотип, сходное поведение и занимают определенную область распространения.
2. Дайте определение репродуктивной изоляции и укажите ее биологическое значение.
Репродуктивная изоляция – существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов.
Ее биологическое значение – предотвращается обмен генами между видами, что в комплексе дает в природных условиях генетическую изоляцию между видами, то есть вид является реально существующей обособленной единицей органического мира.
3. Перечислите механизмы, обеспечивающие генетическую изоляцию вида.
1. Не совпадают сроки размножения.
2. Не совпадают места размножения.
3. Строгий ритуал поведения при спаривании, характерный для конкретного вида.
4. Сперматозоиды чужого вида не могут проникнуть в яйцеклетку.
5. Если спаривание происходит, гибриды отличаются пониженной жизнеспособностью.
6. Гибриды бесплодны и не могут давать потомства.
4. Дайте определение понятия «популяция».
Популяция – совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
5. На представленной схеме-модели биологического вида сделайте недостающие подписи. С помощью стрелок обозначьте возможную миграцию особей.
Верхняя левая область – границы ареала вида, правая стрелка – ареал подвида. Стрелками нужно показать, что особи со временем будут отдаляться от области преграды, что спустя время в ходе эволюции образует 2 новых вида.
Продолжение решебника...
|
|
| |