ГДЗ по Биологии. 9 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник, Швецов
|
|
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:29 | Сообщение # 16 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Решебник по Биологии. 9 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник, Швецов
62. Продолжите заполнение таблицы.
63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.
64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:30 | Сообщение # 17 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков. Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты. У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы. У высших растений клеточный центр Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.
66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:30 | Сообщение # 18 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.
68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки. Установите, к какой группе принадлежит каждая из них. Прокариоты: 1, 2 Эукариоты: 3, 4.
69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.
70. Дайте определения понятий. Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии. Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии. Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.
71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:
1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.
Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции. Процессы ассимиляции: 4, 5, 9. Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.
72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.
73. Закончите предложения.
Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.
Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:30 | Сообщение # 19 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?
Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.
75. Закончите схему. Классификация организмов по типу питания Организмы (по типу питания): 1. Автотрофы : 1.а – фототрофы 1.б – хемотрофы. 2. Гетеротрофы: 2.а – сапротрофы 2.б – паразиты 2.в. – голозои.
76. Закончите предложения. Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды. По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами). Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.
77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте. Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.
78. Заполните таблицу.
79. Заполните таблицу. Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.
80. Дайте определение понятия. Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:31 | Сообщение # 20 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза. 6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.
82. Закончите предложения. Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах. Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.
83. Заполните таблицу. Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.
84. Закончите схему, подписав названия веществ. 1. – вода 2. – кислород 3. – воды 4. – ионы водорода 5. – углекислый газ 6. – глюкоза.
85. Дайте определение понятия. Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.
86. Закончите предложения. Хемотрофами являются автотрофами. Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский. Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.
87. Заполните таблицу. Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.
88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте. Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.
89. Дайте определения понятий. Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка. Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов. Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов. Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту. Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:31 | Сообщение # 21 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах. Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам. Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.
91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК. Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.
92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы - вписать в пустые клетки). Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА. тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.
93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.
94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.
|
|
| |
Chudo | Дата: Понедельник, 18.11.2013, 15:31 | Сообщение # 22 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Размножение организмов. Оплодотворение (Глава 3)
96. Дайте определение понятия.
Размножение – это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.
97. Закончите схему «Размножение организмов».
1. Бесполое А. Митоз. Б. Почкование.
2. Вегетативное А. Корнями. Б. Корнеклубнями. В. Черенком листа. Г. Побегом (1. Отводками, 2. Черенками, 3. Усами, 4. Клубнями, 5. Корневищами, 6. Луковицами).
3. Половое А. Обмен генетическим материалом. Б. При помощи гамет.
98. Заполните таблицу. Биологическая роль различных типов размножения.
99. Дайте определение понятия.
Оплодотворение – процесс слияния половых клеток мужской и женской особи (гамет).
100. Закончите предложение.
Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что в результате гаплоидные ядра яйцеклетки и сперматозоида сливаются, и возникает зигота. При этом восстанавливается диплоидный набор хромосом, и зигота, делясь, дает начало всем органам и тканям организма.
Наружное оплодотворение характерно для водных животных, а внутреннее – для наземных животных.
В результате оплодотворения образуется зигота.
Необходимым условием для оплодотворения является слияние мужской и женской гамет.
101. Подпишите элементы строения половых клеток млекопитающих, обозначенные цифрами.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:42 | Сообщение # 23 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Развитие половых клеток. Мейоз.
102. Дайте определение понятия.
Гаметогенез – процесс образования половых клеток.
103. Заполните таблицу.
Стадии гаметогенез и их характеристика.
104. Дайте определение понятия. Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза.
105. Закончите предложение. Биологическое значение мейоза заключается в том, что сохраняется постоянство числа хромосом в клетках организма при половом размножении.
106. Заполните таблицу.
Сравнение митоза и мейоза.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:43 | Сообщение # 24 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон.
107. Дайте определение понятия.
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента ее образования до конца жизни.
108. Закончите предложение Развитие организма, появившегося в результате полового размножение, начинается с момента образования зиготы.
109. Заполните таблицу.
110. Заполните таблицу, поставив знаки + или – в соответствующую ячейку. Укажите тип развития, характерный для каждого организма.
111. Объясните, что такое развитие и чем оно отличается от роста. Рост – это увеличение организма в размерах, а развитие включает в себя дифференциацию (усложнение) тканей и органов растущего организма.
112. Запишите формулировку биогенетического закона. Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной стадии повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.
113. Объясните значение биогенетического закона. Данный закон свидетельствует об общих предках животных, относящихся к разным систематическим группам. Он позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода филогенеза.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:44 | Сообщение # 25 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
114. Дайте определения понятий.
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность – свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.
115. Назовите ученого, которого по праву можно назвать основоположником генетики.
Грегор Мендель.
116. Дополните предложения.
Участок молекулы ДНК, или участок хромосомы, определяющий возможность развития определенного признака, называется ген. В основе гибридологического метода лежит скрещивание организмов, отличающихся по каким-либо признакам, и в последующем анализ характера наследования этих признаков у потомства. Если за проявления определенного признака отвечают два гена, расположенных в гомологичных хромосомах, то их называют аллели. Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется гомозиготным. Гетерозиготный организм содержит различные аллельные гены.
117. Дайте определения понятий.
Доминантный признак – признак, проявляющийся у гибридов. Рецессивный признак – признак, подавляемый у гибридов.
118. Объясните, почему особи, обладающие доминантными признаками, могут быть как гомозиготными, так и гетерозиготными, а особи, обладающие рецессивными признаками, - только гомозиготными.
В гетерозиготном организме один из генов всегда является доминантным и будет подавлять второй (Аа). Организм с рецессивным признаком всегда будет гомозиготным по данному признаку, так как подавляться признаку будет нечем – оба гена подавляемы (аа).
119. Объясните, почему опыты, проведенные Г. Менделем с горохом, невозможно было провести с таким растением, как ястребинка (сем. Сложноцветные). Растение ястребинка имеет цветки только жёлтого цвета и мелкие семена. Гибриды данного растения трудно поддаются генетическому анализу, тем более в 19 веке.
120. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на моногибридное скрещивание.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:45 | Сообщение # 26 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 121. Проанализируйте результаты, полученные в задании 120.
Ответьте на вопросы.
1) Сколько типов гамет образует растение с желтыми семенами? 2 2) Сколько типов гамет образует растение с зелеными семенами? 1 3) Какова вероятность появления растений с зелеными семенами? 50% 5) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2 6) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2.
122. Решите задачу.
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3) Какова вероятность в этой семье ребенка с длинными ресницами? 4) Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
Решение:
А – длинные ресницы, а – короткие ресницы.
Так как у женщины отец был с короткими ресницами, то есть гомозиготным по рецессивному признаку, то у женщины с длинными ресницами генотип Аа (гетерозиготна). У ее мужа, как и у отца – аа.
Запишем схему скрещивания:
Расщепление по генотипу у детей будет Аа:аа, 1:1. По фенотипу длинные ресницы: короткие ресницы 1:1.
Ответ: у женщины образуется 2 типа гамет; у мужчины образуется 1 тип гамет; вероятность рождения детей с длинными ресницами 50%; среди детей данной супружеской пары может быть 2 разных генотипа (Аа, аа) и два разных фенотипа (длинные ресницы, короткие ресницы).
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:46 | Сообщение # 27 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 123. Решите задачу.
У собак висячее ухо доминирует над стоячим. От скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с гомозиготными собаками, имеющими висячее ухо, получено 245 щенков. 1) Сколько типов гамет может образоваться у гомозиготной собаки? 2) Сколько различных генотипов и сколько фенотипов может быть в первом поколении?
Решение. А –висячее ухо, а – стоячее ухо. Скрещивали собак с генотипом Аа и АА. Запишем схему скрещивания:
Все щенки будут с висячими ушами, расщепление по генотипу будет 1:1, ½ АА: ½ Аа.
Ответ: у гомозиготной собаки может образоваться 1 тип гамет. В первом поколении будет 2 различных генотипа и 1 фенотип.
124. Решите задачу.
Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок с сахарным диабетом.
1) Сколько типов гамет может образоваться у отца? 2) Сколько типов гамет может образоваться у матери? 3) Какова вероятность (%) рождения здорового ребенка в данной семье? 4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары? 5) Какова вероятность (%), что второй ребенок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?
Решение. А – норма, а – диабет. Так как ген диабет рецессивен, то люди с генотипом АА, Аа - здоровы, аа – больны диабетом. Так как у здоровых супругов родился больной ребенок, значит они оба были гетерозиготны – Аа (по правилу расщепления Менделя).
Запишем схему скрещивания:
Ответ: 1.) 2 2.) 2 3.) 75% 4.) 3 5.) 25%.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:48 | Сообщение # 28 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
125. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследование признаков при неполном доминировании. Заполните пропуски в предложениях.
У растения, имеющего пурпурные цветки (генотип - АА), образуется 1 тип гамет. У растения, имеющего белые цветки (генотип - аа), образуется 1 тип гамет. В первом поколении будет наблюдаться промежуточная розовая окраска цветов. Во втором поколении появятся растения с тремя различными генотипами и тремя фенотипами.
126. Допишите утверждение.
Для того, чтобы установить генотип организмов, у которых гетерозиготы не отличаются по фенотипу от гомозигот, необходимо провести анализирующее скрещивание, при этом, если исследуемый организм был гетерозиготой в первом поколении, будут наблюдаться фенотипы в соотношении 1:1, а если гомозиготой, то будет наблюдаться один фенотип , такой как у исследуемого организма.
127. Решите задачу.
У человека серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин ,в связи с эти люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая степень анемии.
1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность (%) рождения в семье ребенка с тяжелой формой анемии? 4) Какова вероятность (%) рождения ребенка, устойчивого к малярии? 5) Какова вероятность рождения в семье ребенка, неустойчивого к малярии?
Решение. а – наличие анемии, А – нет анемии.
Генотипы: АА – доминантный генотип, гомозигота, здоров. Аа – гетерозигота, легкая степень анемии. аа –гомозигота, рецессивен, болен в сильной форме анемией. Запишем схему скрещивания:
То есть, 25% - здоровое потомство, 50% - лёгкая степень, 25% -тяжелая форма анемии.
Ответ: 1.) 2 2.) 3 3.) 25% 4.) 75% 5.) 25%.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:48 | Сообщение # 29 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| 128. Решите задачу.
От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 – с розовыми и 1000 – с красными.
1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?
Решение.
Генотипы:
АА – красные ягоды Аа – розовые ягоды Аа – белые ягоды. Запишем схему скрещивания:
Ответ: 1) 2 2) 1 3) 2 4) 2 5) 2.
|
|
| |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 14:50 | Сообщение # 30 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Дигибридное скрещивание.
129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание.
130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы.
1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 1. С зелеными морщинистыми семенами? – 1 .
2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 100. С зелеными семенами? 0.
3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 100. С желтыми морщинистыми? 0. С зелеными гладкими? 0. С зелеными морщинистыми? 0.
4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4.
7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 75. С зелеными семенами? – 25.
8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 56, 25. С желтыми морщинистыми? 18,75. С зелеными гладкими?18,75. С зелеными морщинистыми? 6,25.
9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9.
10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4.
Продолжение решебника по Биологии за 9 класс
|
|
| |